ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Чем помогает икона? Икона Одигитрия Божья Матерь — в чем помогает? История и значение иконы Божией Матери Одигитрия, в чем помогает образ. Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Чем помогает икона? Икона Одигитрия Божья Матерь - в чем помогает? История и значение иконы Божией Матери Одигитрия, в чем помогает образ. Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Икона Божией Матери Одигитрия: история и значение, в чем помогает, где находится
Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

История происхождения

Смоленская икона Божией Матери появилась в России в 11 веке. Она была перенесена из Византии в Смоленск после смерти князя Всеволода. Ранее через эту икону принц получил благословение на брак с дочерью византийского правителя.

Согласно легенде, во время монголо-татарского ига Смоленск был спасен от разграбления покровительством Божьей Матери. В начале XV века, когда город был захвачен Литовским княжеством, Одигитрия была перенесена из Смоленска в Москву. В середине 15 века картина была возвращена по просьбе епископа Михаила. Однако точная копия картины, написанная от руки, осталась в Москве. В XVI веке, после отделения Смоленска от Литвы, в Москве был построен Новицкий монастырь, куда и была помещена копия.

В начале XVII века с иконы была скопирована еще одна копия, которая была помещена в одну из башен Смоленской стены. Позже на этом месте была построена церковь. Во время наступления Наполеона, в начале 19 века, икона была вновь перенесена в Москву. Когда французы напали на Москву, икону перевезли в Ярославль, а после войны снова в Смоленск, на прежнее место.

И вот одна осталась

Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.

К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию. Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.

В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:

«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».

«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.

Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.

То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».

О второй иконе опять — ни слова.

Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.

Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.

Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):

«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».

Значение в православии

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Седмиезерная» считается одним из самых важных православных храмов. Его история путешествий по русской земле напрямую переплетается с важнейшими событиями в истории государства. Поэтому эту икону также называют «Путеводитель». Считается, что «Одигитрия» — заступница, именно она защищала наш народ от нашествий.

О чем просят и в чем помогает образ

Поскольку «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу, чтобы получить защиту. Будь то защита государства от вторжений и военных действий, или защита близких от болезней и охрана семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудесной помощи Смоленской Богоматери русская земля была спасена от захватчиков во время величайших войн в ее истории.

До того как икона была перенесена в Россию, она точно так же защищала Византийское государство.

Защита армейцев и военных моряков

Те, кто служит в армии и на флоте, а также их близкие молятся «Одигитрии» о защите и покровительстве в случае военных действий.

Оберегает от болезней и эпидемий

Помимо защиты от военных угроз, святой образ помогает в борьбе с различными болезнями и эпидемиями.

Хранит семейное счастье

Вступающие в брак просят у «Одигитрии» покровительства и защиты для семейного союза и счастья в семье, а также защиты от любых внешних воздействий, которые могут разрушить священный союз.

Покровительство семейным людям

«Одигитрия» считается заступницей семейных людей. Она помогает в каждой просьбе и защищает благополучие семьи.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Дни почитания

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» имеет три праздничных дня. Каждый из этих дней так или иначе связан с важными событиями в истории Российского государства, которые переплетаются с движением самой иконы по русской земле.

Читайте также:  Как вернуть девушку с помощью молитвы? Как вернуть парня с помощью молитвы? Молитва, чтобы вернуть любимую девушку, которая разлюбила

10 августа

Десятого августа ежегодно отмечается день почитания «Одигитрии». Этот день связан с перенесением иконы из Благовещенского собора в новопостроенный Новицкий монастырь в Москве в связи с освобождением Смоленска от литовского государства в начале XVI века. Сам монастырь был построен в честь Пресвятой Девы Марии, в честь освобождения города от захватчиков.

18 ноября

Памятная дата, соответствующая 18 ноября, была установлена в начале 19 века, сразу после освобождения русской земли от французских захватчиков. Считается, что именно благодаря молитвам русского народа к «Одигитрии» Российская империя была освобождена от наполеоновского нашествия.

7 декабря

Следующий день почитания — седьмое ноября или двадцать четвертое ноября по старому стилю. Эта дата совпадает с празднованием освобождения Смоленской земли от татаро-монгольского нашествия. Благодаря чудотворной иконе Божьей Матери Смоленск был защищен от захватчиков.

Да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог

Впрочем, чудотворная икона Одигитрия Смоленская не раз защищала не только Смоленск, но и Россию. В 1812 году во время нашествия Наполеона, когда наши войска оставляли Смоленск (в ночь на 6 августа 1812 года), по приказу генерала Ермолова два офицера с командой вынесли икону из горящего города и доставили за Днепр на Покровскую гору. А затем по Старой Смоленской дороге Одигитрия вместе с отступающими русскими войсками дошла до Бородинского поля. Накануне сражения ее торжественно проносили по всем войскам, служили молебны. В последующие месяцы икона сопровождала русские войска постоянно. После Краснинского сражения в ноябре 1812 года, когда французские войска были окончательно разбиты, Одигитрию по распоряжению фельдмаршала Кутузова вернули в Смоленск.

Генерал Коновницын, провожая икону в Смоленск, писал к старшему в городе духовному лицу:

«Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущей Господь благословил российское оружие, и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающий кичливого врага, нарушающего спокойствие народов».

В дни празднования столетия победы над Наполеоном икона Смоленской Божией Матери вновь проделала путь по Старой Смоленской дороге на Бородинское поле. Это был крестный ход через восемьдесят шесть сел и деревень, через три города. После торжеств икона тем же путем вернулась в Смоленск и заняла свое место в Богородицком надвратном храме.

И, судя по архивным документам, с тех пор икона не покидала Смоленск.

Две Одигитрии

В 1943 году в Успенском соборе перед Смоленской иконой Божией Матери молился и легендарный маршал Жуков. И тогда, в 43–м, многие даже не догадывались, что перед ними — вовсе не сакральный древний образ, а его список — Одигитрия Надвратная.

Источники указывают, что в 1602–м году (по другим данным — в 1535–м) с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром: «Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и многие лета благоговейно хранили наши предки эти иконы–сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину».


(источник утверждает, что фото Одигитрии было сделано до 1941 года. Возможно, это и есть оригинал чудотворной иконы)

Известно также, что «иконы–сестры» имели разные размеры: оригинал — 80 на 60 см, список — 2,5 на 1,5 метра.

После войны историю существования двух чудотворных икон — оригинала и списка — постарались если не стереть из памяти, то превратить в легенду. Есть Одигитрия Смоленская в Успенском соборе, и хорошо, зачем будоражить народ исчезновением оригинала, написанного самим евангелистом Лукой? Ни к чему…

Не удивительно, что даже сейчас далеко не все смоляне знают о том, что чудотворных икон было две. Советская пропаганда свое дело знала прекрасно, поэтому воспоминания об оригинале «приглушила» без труда. А на тех, кто задавался вопросом, куда же делась Одигитрия, написанная самим евангелистом Лукой, смотрели как на чудаков.

Тем не менее, архивные источники свидетельствуют — да, иконы было две: «В 1666 году Смоленский Архиепископ Варсонофий по указу государя возил в Москву для поновления две Смоленские иконы Одигитрии. Одна из этих икон стоит в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1535 году, в церкви над Днепровскими воротами».

Именно эта — Одигитрия Надвратная — и вернулась недавно в Смоленск после реставрации. Именно эта — Надвратная — икона проделала путь по Старой Смоленской дороге до Бородино.

Хотя… некоторые источники утверждают, что после победы над Наполеоном «икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск». Это последнее упоминание о двух Одигитриях, которое нам удалось найти.

И прославилась множеством чудес

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, и когда первописаный образ с другими иконами представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами».

Смоленская икона называется Одигитрией (Путеводительницей). Откуда это название?

По одной из версий эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление. По другой — потому, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.

Позже греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. Дальнейший путь этой святыни тесно связан не только с городом, давшим ей свое имя, но и с судьбой всей России. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, для нас, смолян, особенно замечательным и памятным является спасение Смоленска от нашествия Орды.

Согласно летописи, когда несметные полчища врагов подошли к Смоленску, все жители города собрались в Успенском храме у чудотворной иконы Одигитрии и стали молиться. А ночью, накануне сражения, оставшись в храме один, воин Меркурий пал на колени перед образом Богородицы и услышал голос ее:

«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Летописные документы свидетельствуют о чуде: благодаря Меркурию Смоленск стал едва ли не единственным городом, который смог отбить ордынское нашествие. Сам Меркурий сложил голову в сражении — «принял венец мученический от Христа» и был причислен к лику святых…

Читайте также:  Как читать молитвы Ангелу-хранителю о помощи на все случаи жизни?

Богоматерь Елеуса


Богоматерь Умиление (Любятовская). Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь Донская. 1390-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII. Храм святителя Николая в Толмачах, Москва

Распространенный в России тип икон Богородицы — Елеуса, что с греческого языка переводится как милующая, такие образы еще называют Умиление. На изображениях Богоматерь склоняется к Младенцу. Как правило, такие иконы — поясные, однако есть образы, где Богородица написана в полный рост. Изводы — варианты иконы — несколько отличались: Младенец обнимал Богородицу, прикасался к лицу или к одежде, его изображали на правой или на левой руке Богоматери.

К иконографическому типу Умиление относят самый древний из сохранившихся в России образов Богородицы — Владимирскую икону Божией Матери. Сегодня она хранится в домовой церкви при Третьяковской галерее — в музее-храме Святителя Николая в Толмачах. Согласно преданию, как раз ее написал христианский святой Лука. Предположительно, посланники из Константинополя в XII веке привезли икону на Русь, чтобы подарить киевскому князю. С образом связывают истории о чудесах, исцелениях и защите от вражеских войск. Во время нашествия монгольского завоевателя Тамерлана в конце XIV века икону перенесли из Владимира в Москву, чтобы она оберегала город. Неприятель отступил, что посчитали заступничеством Богородицы. Владимирскую икону за долгую историю неоднократно поновляли — части покрывали красочным слоем, от древней живописи сохранились лики Богородицы и Младенца.

К типу Елеусы относят Донскую икону Божией Матери XIV века. От других образов она отличается тем, как расположены ножки Младенца — они согнуты в коленях и стоят на руке Богоматери. Икона двусторонняя: на оборотной стороне изображено Успение Богородицы. Сегодня образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Читайте также:

  • Иконы, сказки и былины: палехские мастера в приложении Artefact
  • Как устроен древнерусский храм
  • Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев

Тексты

Ниже вы найдете отрывки из православных песнопений, посвященных Одигитрии, а также тексты молитв, с которыми обычно обращаются к Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

Тропарь

«Приблизьтесь к Божьей Матери, грешники и смиренные, и давайте прильнем к ней, взывая с раскаянием из глубины души: О Матерь Божия, помоги нам, помилуй нас, подвизайся, мы заблудились по многим недостаткам; не отврати рабов Твоих от них, ибо у Тебя и у нас одна надежда».

Слава, а теперь Богородица.

Пусть мы никогда не молчим, о Матерь Божья, не давая Тебе силы говорить, недостойные. Если бы Ты не стоял перед нами в молитве, кто мог бы избавить нас от этих Вед? Кто мог бы сохранить нам свободу до сих пор? Не отдаляемся, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда избавляешь рабов Твоих от всякой суровости.

Кондак

«Не пренебрегай голосами наших грешных молитв, но приди к нам на помощь как Благая Весть, верно взывающая к Тебе: оживи наши молитвы и старайся умолять, // и будь всегда присутствующей, Матерь Божия, для поклоняющихся Тебе».

«Нет у нас другой помощи, / нет у нас другой надежды, / но Ты, Матерь Божия, / помогла нам, / на Тебя мы надеемся, / и в Тебе мы хвалимся, / мы рабы Твои, / да не постыдимся».

 

Молитва

Принято молиться Смоленской иконе Божией Матери, прося защиты и покровительства, как в семейных и общественных делах, так и в любой профессиональной деятельности.

Первая

«К кому взываю я, Матерь Божья? К кому мне прибегнуть в моей печали, если не к Тебе, Царица Небесная? Кто услышит мои сетования и примет мои воздыхания, если не Ты, Непорочная, надежда христиан и прибежище грешников? Кто лучше защитит вас в трудную минуту? Услышь плач мой и приклони ухо Твое ко мне, Матерь Бога моего и Матерь Божия. Не презирай того, кто ищет Твоей помощи, и не отвергни меня, о Царица Небесная! Научи меня исполнять волю Твоего Сына и дай мне желание всегда соблюдать Его святые заповеди. За ропот мой в болезнях, труде и скорбях не оставь меня, но будь мне Матерью и Защитницей в немощах моих, Царица благих моих, милостивейшая из всех и мудрейшая из всех!

Твоим заступничеством покрой мои грехи, защити меня от видимых и невидимых врагов, смягчи сердца тех, кто против меня, и согрей их любовью Христа. Даруй мне, когда я слаб, Твою всемогущую помощь в преодолении моих греховных привычек, чтобы, очищенный покаянием и будущей добродетельной жизнью, я мог провести остаток своей земной жизни в общении со Святой Церковью. Явись мне, надежда всех христиан, в час моей смерти и укрепи мою веру в трудное время моей кончины. Такова сила ваших молитв обо мне, много согрешившем в этой жизни, чтобы после моего ухода Господь оправдал меня и сделал причастником Своих бесконечных радостей. Аминь.

 

Вторая

«К кому взываю, Матерь Божья? К кому мне обратиться в моей печали, если не к Тебе, Владычица, Матерь Божия, Царица Небесная? Кто примет мое сетование и мою скорбь, кроме Тебя, о Непорочная, надежда христиан и прибежище грешников? Открой уши Твои для моей молитвы, Матерь Бога моего; не отвращайся от меня, ищущего Твоей помощи; услышь мою печаль и вдохнови вопль моего сердца, Матерь Божия, Царица мира. Дай мне радость души и укрепи меня, нетерпеливого, унывающего и пренебрегающего Твоей славой. Не отвращайся от меня, Матерь Бога моего, из-за моего ропота и нетерпения, ходатайствуй за меня в моей жизни и приведи меня к мирному покою в мире Божьем, причисляй меня к избранному стаду Твоему; там удостои меня славы и благодарения вовеки. Аминь.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Наша версия

В апреле 2004 года в Смоленске произошло знаковое событие.

Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, написанная в 1797 году, была выкуплена у частного владельца и передана Смоленскому музею–заповеднику. Икона около двухсот лет была семейной реликвией здесь же, на Смоленской земле. Трудные обстоятельства заставили хозяев сдать ее на оценочную экспертизу в музей для дальнейшей продажи…

Можно ли предположить, что и оригинал так же около двухсот лет «является семейной реликвией»? Вполне. Но в этом случае мы ее вряд ли вообще когда–нибудь увидим, ибо святыня бесценна.

А если предположить, что первописанную Одигитрию укрыли «до лучших времен» сами священнослужители, когда увидели, какие гонения идут на церковь? И место нахождения ее и сейчас известно, но только очень узкому кругу посвященных. В пользу этой версии говорит тот факт, что ни один из служителей смоленского Успенского собора не забил в колокола, когда вместо двух святынь, в храме осталась одна. А незамеченным этот факт остаться, конечно же, не мог. Но ни документальных, ни устных свидетельств на сей счет просто нет…

 

Ну а нам достаточно верить, что святыня спрятана здесь, в Смоленске, ибо «пока икона в городе, Смоленск остается неприступным».

«Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Читайте также:  Как помогает молитва: молитвы от колдовства и порчи православные? Православная молитва «От сглаза, порчи и колдовства». Сильные молитвы от сглаза и порчи

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал  Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Читайте также — Владимирская икона Божией Матери

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва