ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ВНИЗУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Что было запрещено пророку Мухаммаду, но разрешено другим? Благотворительность в исламе: достоинство раздачи милостыни

Что было запрещено пророку Мухаммаду, но разрешено другим? Благотворительность в исламе: достоинство раздачи милостыни

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;

— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

— непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Читайте также:  Какая есть хорошая молитва или заговор на выигрыш в лотерею? Самые сильные заговоры и заклинания на выигрыш в лотерею

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

«Праведный верою жив будет»

В ответ на второй его вопрос — почему для отмщения избран народ лукавый? — Господь велит записать: …чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени… и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. …душа надменная не успокоится, а праведный верою жив будет (Авв 2:2–4). Эти слова пророка Аввакума трижды цитирует апостол Павел, считая их основой новозаветной Церкви. Каждый ответит за свои дела: Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы (Авв. 2:8).
Ангел похищает пророка Аввакума

Завершает Книгу пророка Аввакума молитва-псалом, в которой рисуется грозное Богоявление, очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю, верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово, праведник спасается от отчаяния. И если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то для пророка Аввакума жизнь не в этих «знаках», а в самом Боге, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Читайте также:  Какие молитвы читать от заговора?

Вера Аввакума стала исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере во Христа. Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет Воскресения Христова, «просвещающий всех». Именно вера в Спасителя человечества, Мессию, во времена Аввакума еще только ожидаемого ,— то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. По мнению христианских богословов, это — самое важное в пророчестве Аввакума.

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень – Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака – средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака – это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня – одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Что? Где? Когда?

Достоверных сведений о жизни восьмого из двенадцати малых библейских пророков, предсказавшего разрушение Иерусалимского храма и самого Иерусалима халдеями, Вавилонское пленение иудеев, возвращение пленных на родину и приход Мессии, не сохранилось.

Согласно иудейской традиции, матерью Аввакума была сонамитянка (уроженка города Сонам. — Прим. ред.), которой пророк Елисей предсказал, что через год она будет обнимать сына. А в жизнеописании пророка, дошедшем до нас в разных редакциях, говорится, что Аввакум был сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима и умер всего за два года до возвращения евреев из плена.

Местом его проповеди считается Иудея, возможно — Иерусалим, в период «крайнего обострения международной обстановки» и социального разложения в самой Иудее.

Между двух зол…

В то время Вавилон лишь недавно заявил о себе как мировая держава. Но когда халдеи подняли мятеж против завоевательницы-Ассирии, для Иудеи наступила краткая передышка, во время которой царь Иосия успел возобновить забытый было Завет своего народа с Богом — ведь все свои силы ассирийцам пришлось сосредоточить на подавлении вавилонского мятежа.

Пророк Аввакум, дозорный на башне

Но, сокрушив в конце концов Ассирийскую империю, халдеи нанесли поражение и некогда могучим египтянам — едва родившись, новая могущественная империя стала завоевывать мир. И скоро настал черед Иудеи. Тогда-то, в канун надвигавшейся гибели, во времена неопределенности и страха, и прозвучало пророчество Аввакума.

Положение Иудеи становилось все тревожней. Но едва ли не большую тревогу вызывало то, что творилось внутри страны на фоне нараставших беспорядков и волнений. Царствование Иосии было угодным Богу, но недолговечным — он погиб, и на престол сел его сын Иоахаз. А через три месяца в страну вторглась армия фараона Нехао, который низложил Иоахаза, а посадил на трон его брата Иоакима, человека злого, мятежного и нечестивого (4 Цар 23:36–24:7; 2 Пар 36:5–8). Влияние культов Ваала и Астарты оказалось настолько мощным, что мораль, казалось, была навсегда забыта избранным народом, а несправедливость стала нормой.

Читайте также:  Как читать заговор на богатство в полнолуние? Особенности чтения денежных ритуалов и заговоров в полнолуние. Заговоры и молитвы на деньги на полнолуние

Исследователи полагают, что вскоре после этого Аввакум и записал свое пророчество. А когда вавилонский царь Навуходоносор подступил к Иерусалиму, пророк, по преданию, бежал из города, зная, что бедствие неотвратимо и сопротивление бесполезно. Он поселился на границе с Египтом, жил там добровольным изгнанником и не видел, как халдеи разрушили храм Соломона, перебили большинство жителей Иерусалима, а оставшихся угнали в рабство. До возвращения плененных из Вавилона Аввакум не дожил.

Имена 25 пророков в исламе, упоминаемых в Коране

e5a48d0cbe6619c0665f302fcd1005ff-9377341

В Коране упомянуто 25 имен пророков, а имена еще шестерых стали известны тому, что примеры из их жизни были отражены в хадисах пророка Мухаммада ﷺ: Юша, Хидр и Шис. Есть ряд имен, которые не были включены в список пророков, потому что вопреки распространенному мнению, они являются не пророками, а праведниками: Зу-ль-Карнайн, Узайр, Лукман.

Пророки Аллаха, упомянутые в Священном Коране:

  1. Первый человек на Земле — первый пророк Адам. Его имя упомянуто в Коране 25 раз. С него начинается список упоминаемых в исламе библейских пророков и история пророков.
  2. Идрис (Енох) упоминается в Коране дважды, он является наби и известен как тот, кто писал первым каламом, носил одежды, которые шил сам, а также умел считать время.
  3. Нух (Ной) упоминается в Коране 43 раза, относится к числу «улю-ль-азм».
  4. Худ (Евер), упоминаемый в Коране 7 раз, был отправлен к адитам.
  5. Салих известен тем, что был послан к самудянам, его имя упоминается 9 раз в Священной Книге.
  6. Ибрахим (Авраам), улю-ль-азм, упомянут 60 раз в Коране как отец Исхака, Якуба, пророка отправленного к ханаанеянам (упоминается в Коране 17 раз), сына Ибрахима Исмаила, пророка (упоминается в Коране 12 раз).
  7. Якуб (Иаков), наби, который был отцом Юсуфа (упомянутый 16 раз в Коране). Пророк Юсуф также упоминается в Коране 27 раз как сын Якуба, которого отправляли к египтянам с пророческой миссией.
  8. Лут (Лот) известен тем, что был отправлен к садумитам. Он упомянут в Коране 27 раз.
  9. Айюб (Иов) упоминается 4 раза в Коране.
  10. Шуайб (Иофор) упомянут 11 раз в Коране в связи с тем, что, являясь тестем пророка Мусы, был направлен к мадианитянам.
  11. Муса или (Моисей) является улю-ль-азм и был отправлен с пророческой миссией к египтянам и израильтянам. Его имя упоминается в Коране 136 раз.
  12. Харун (Аарон) (упоминается 20 раз в Коране) был отправлен к израильтянам и египтянам.
  13. Аль-Яса — 2 раза упомянут в Коране.
  14. Зуль-Кифль (Иезекииль ) — 2 раза упомянуто его имя в Коране.
  15.  Сулейман (Соломон) — был сыном пророка Давуда. Имя Сулеймана 17 раз встречается в Коране. Имя его отца Давуда (Давида) упоминается в Коране 16 раз.
  16. Дважды упомянуты в Коране имена Ильяса (Илия) и Альяса (Елисея).
  17. Юнус (Иона) упомянут в Коране 4 раза.
  18. Шис (Сиф) и Хидр не упоминаются в Коране. Приводится только история Хидра, где его имя не называется. Не называет Коран также имена пророков Шамуна, Ханзала, который был послан в общину Асхаб ал-Расс, и Ишмаила.
  19. Семь раз упоминается в Коране Закария, который являлся отцом Яхьи.
  20. Иса ибн Марьям, отождествляемый с библейским пророком Иисусом Христом и приходящийся Яхье двоюродным братом и отправленный с пророческой миссией к израильтянам, упомянут как улю-ль-азм 25 раз в Коране. Сам же пророк Яхья (Иоанн), приходящийся Закарии сыном и отправленный с пророческой миссией к израильтянам, упомянут как наби 5 раз в Коране.
  21. Мухаммад ﷺ упомянут в Священной Книге Коран 5 раз. Его называют «печатью пророчества», он был отправлен с пророческой миссией ко всему человечеству.

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ’»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Источники: