ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как читать Псалом Давида 5: изучаем вместе? Псалом 5: текст молитвы, для чего читают?

Как читать Псалом Давида 5: изучаем вместе? Псалом 5: текст молитвы, для чего читают?

История написания псалма

В жизни царя Давида редко бывали спокойные дни. С юношества до старости он подвергался гонениям, нападкам врагов и предательству ближних. Родной сын Авессалом готовит восстание против отца и царя Давида, сердце которого разрывается от боли, гнева и несправедливости.

В псалме 5 Давид обещает Господу, что будет молиться в любой период своей жизни

В Псалме 5 Давид в самого начала подчеркивает:

  • свою уверенность в том, что его плач будет услышан Создателем;
  • признание славы и святости Божью;
  • решение постоянно находиться в поклонении;
  • молиться о себе, против вражьих нападок, о народе Израиля.

Важно! В этом псалме отличительной особенностью является рекомендация исполнять песнопение на духовых инструментах, тем самым подчеркивается его важность и сила.

Текст молитвы псалом 5

На службах используется текст молитвы на старославянском языке. Праведники, молясь дома, могут читать псалом 5 на русском языке.

На церковнославянском языке

1 О наследствующем, псалом Давиду

2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.

3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.

4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй,

6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.

7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.

8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м.

9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.

10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.

11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.

12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́.

13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

На русском языке

1 О наследующей. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.

Аллилуйя

Советуем изучить Церковное право

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.Читайте также:  Необходима ли Исповедь перед Причастием? (+ВИДЕО)

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.Читайте также:  Сын уходит в армию: инструкция для родителей и новобранцев

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

Для чего читают псалом 5?

Текст псалма 5 читают при:

  • Искушениях;
  • Нападке врагов;
  • Духовном падении;
  • Сложных жизненных ситуациях.

Краткое толкование

Истолковать пятый Псалом коротко можно так:

  • Давид поет Псалом на духовном инструменте
  • Просит Господа о том, чтобы ему быть услышанным, чтобы Бог уразумел его мысли
  • «Услышь мой громкий плач, потому что только тебе я молюсь и только у тебя прошу помощи»
  • «Встаю рано и прихожу к Тебе. Жду твоего ответа и водительства»
  • «Ты не любишь тех, кто поступает беззаконно, рядом с тобой никогда не будет такого человека»
  • «Ты погубишь тех, кто постоянно лжет, кто кровожаден и коварен»
  • «Я же уповаю на твою милость, что когда придет мое время быть судимым Тобой, ты помилуешь меня и я смогу войти в твой храм и быть рядом с Тобой»
  • «Будь моим путеводителем, говори, куда мне двигаться и какие решения принимать»
  • Давид снова сетует на то, что у нечестивых нет ни одного правдивого слова, они постоянно льстят и любят притворяться
  • «Пусть их коварные планы станут для них же самих ловушкой, потому что они стали противиться Твоим повелениям и заповедям»
  • «Тогда все праведники будут радоваться Твоей справедливости, будут ликовать и прославлять Тебя, будут хвалиться Тобой, потому что они любят Тебя и на протяжении своей земной жизни стараются исполнять все, что написано в Твоем Слове»
  • Бог дарует праведникам много благословений, каждое из которых как щит для человека, охраняющего его.

Пятый Псалом состоит из 13 стихов и 16 предложений. Находится на странице 570 Библии синодального перевода. Исполнил пятый Псалом царь Давид на духовном орудии для своего начальника хора.

Это интересно: Псалом Давида 50 — «Помилуй мя, Боже…»

Когда читать

Псалмом 5 начинается первый час утрени, после благодарственной молитвы о прошедшей ночи.

Текст этой песни — молитвы можно читать в любой сложной жизненной ситуации, будь то семейная проблема или болезнь, финансовый кризис или элементарная сплетня.

Читайте также интересные статьи:

Читая прошение Давида на утрени, христиане тем самым ставят Божью защиту на весь от искушений, вражеских нападок, непредвиденных проблем и духовного падения.

Для чего читают псалом 5?

Текст псалма 5 читают при:

  • Искушениях;
  • Нападке врагов;
  • Духовном падении;
  • Сложных жизненных ситуациях.

Правила чтения

Читать псалом 5 рекомендуется каждое утро вместе с другими утренними молитвами. Учить произведение наизусть необязательно, не сделать это не будет лишним. Текст данной песни-плача многие православные переписывают на отдельный лист, чтобы иметь возможность общаться через кафизму с Богом в любом месте.

Использовать его нужно, следуя таким молитвенным правилам:

  1. Убедитесь предварительно в том, что ничего не отвлечет вас от обращения к Господу, уединитесь.
  2. Зажгите церковную свечу, если таковая есть под рукой.
  3. Сосредоточьтесь, читайте слова вдумчиво, не торопитесь.

Важно! Не относитесь к молитве, как к заклинанию. Читайте ее регулярно, стараясь уловить смысл каждой строчки.

Детальное толкование

Пятый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид просит Бога о том, чтобы Тот услышал его (стихи 1-3)
  2. Царь приходит в молитве к Господу утром (стихи 4-6)
  3. Давид сравнивает учесть тех, кто верен Богу и его заповедям с теми, кто нарушает Его закон (стихи 7 и 8)
  4. Царь просит Бога, чтобы Тот путеводил его, потому что Давиду сложно двигаться в своей жизни и в правлении без Божьей подсказки (стихи 9-11)
  5. Царь описывает радость праведников в то время, когда Бог будет судить нечестивцев и грешников (стихи 12 и 13).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид жаждет быть услышанным Богом, когда молится и поем Ему

Стих 1

Давид прославляет Бога на духовных орудиях. «Орудие» – музыкальный инструмент. Царь имел хороший слух и даже подростком исполнял Господу песни на каком-нибудь инструменте, особенно на арфе. Псалом пелся начальнику хора.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид просит Господа о том, чтобы быть услышанным Всевышним. Еще просит «уразуметь помышления» — понять, о чем думает царь, какие мысли скрываются у него в голове. Давид знает, что он как человек, может неправильно выразить их, подобрав не те слова, которые нужны. Поэтому просит Бога, посмотреть и на его мысли.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Царь продолжает просить Бога. Теперь говорит «внемли гласу вопля моего». Глас – голос, должен быть услышан Господом. Вопль – не печаль или негодование, это жалобный и громкий плач. Настолько же тяжело было Давиду, что он не просто молился тихонько Господу, как это делают многие. Он громко и жалобно плакал. Для большинства мужчин такое поведение кажется неприемлемым. Но сам царь Израиля вел себя так, потому что очень нуждался в Божьем водительстве.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – Давид молится утром и рассуждает о том, кому позволено находиться рядом с богом, а кому нет

Стих 4

Царь Давид любил молиться утром, сразу же после пробуждения, когда еще все спят. «Рано предстану пред Тобой» — говорит он. Каждую молитву мужчина воспринимал не как простой монолог с самим собой, а как встречу с Господом, потому что говорит «предстану». Для него молитва всегда являлась диалогом, общением с Тем, кто сотворил его и знает все его помышления и желания. В общении с Господом Давид говорил, что будет ожидать от Него ответа. Ему было важно знать, что ответит Бог по вопросу, который поднимал царь.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 5


Давид говорит, что Господь не любит беззакония. Жизнь с Богом не должна быть похожей на хаос, она подчиняется определенным законам и заповедям. Человек должен быть послушен в том, чтобы соглашаться с Божьей волей и принимать ее для своей жизни безоговорочно. Другое значение слова «беззаконие» – поступок, который влечет за собой тяжелые или негативные последствия. Бог любит всех людей – и праведников и грешников. Он не любит грехи, поступки, которые плохо сказываются на жизни человека, следующего им. Давид продолжает, говоря, что у Бога «не водворится» злой. Что значит, не будет иметь место на небе, в раю, не сможет быть рядом с Богом.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 6

«Не пребудут пред очами Бога» – не смогут находиться в непосредственной близости с Господом, перед Его глазами. Давид относит эти слова к тем, кто ведет себя беззаконно, нечестивые и злые люди. Царь утверждает, что таких Бог ненавидит. Опять-таки необходимо четко понимать, что не самого человека ненавидит Бог, а те плохие поступки, которые он совершает.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид говорит о том, что ждет нечестивого и его самого после смерти

Стих 7

Мужчина утверждает, что того, кто постоянно врет, Бог погубит. Господь гнушается кровожадных и коварных людей. «Гнушается» – испытывает чувство брезгливости и неприязни. Кровожадными называют людей, которые жаждут чьей-то крови как в прямом, так и в переносном смысле. Это хищные, жестокие и свирепые люди. «Коварный» – это человек, который создает видимость дружелюбия и безопасности, но на самом деле таит в себе угрозу для того, кто общается с ним или имеет какие-то общие дела. Получается, что Бог погубит тех:

  • кто говорит неправду
  • кто жесток и свиреп
  • кто снаружи кажется добрым, а внутри таковым не является.

Параллельный стих из Писания:

  • Пс 54:24 – Бог низведет коварных и кровожадных в ров погибели – место, которое можно понимать как могилу или ад. Первое значение более приемлемо для этого стиха, потому что далее говорится о том, что такие люди не доживут и до половины своих дней. Такое часто можно наблюдать – по-настоящему злые люди попадают в автокатастрофы, умирая неожиданно. Из-за своей кровожадности они не могут прожить жизнь полностью, часто покидают землю молодыми. Многие называют это «законом бумеранга», на самом же деле это уже давно было предопределено Богом как возмездие за все из злые поступки.

Стих 8

Давид не говорит, что он добр и кара, которая описана выше, не коснется его. Мужчина полагается на Божью милость, говоря «по множеству милости Твоей». Он верит, что Господь многомилостив. И доброты хватит на всех тех, кто решится оставить коварный и кровожадный образ жизни и обратится к Господу с раскаянием. Давид же каждый день входит в храм, чтобы поклониться Богу и уповать на Его милость, которой нет границ или пределов.

Параллельных стихов из Писания нет

Часть 4 – Давид просит о том, чтобы сам Бог руководил его жизнью и защищал от злых людей

Стих 9

Царь просит, чтобы Бог «путеводил его», то есть говорил ему, куда следовать и когда это делать. Давид не хотел принимать в своей жизни единомышленных решений, не посоветовавшись сначала с Господом. Так должны делать все земные правители, но вряд ли кто-то сейчас перед принятием очередного закона, советуется в Богом по вопросу, наделять его силой или нет. Но Давид, будучи царем Израиля, всегда приходил к Господу перед принятием важного политического решения, особенно перед военным походом. И сейчас он тоже просит о водительстве.

«Уравняй передо мною путь» – Давид просит, чтобы его жизненный путь был ровным, без резких поворот и неприятных неожиданностей. Давиду нравилась предсказуемость и порядок. Он всегда мечтал о спокойной жизни, но ходил на сражения, потому по-другому в ту пору уладить конфликты не получалось.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 10

После мужчина переходит на рассуждения о нечестивых людях, говоря, что их сердце – это пагуба. Пагуба же, в свою очередь, означает большой вред и гибель. То есть орган человека, который влияет на жизнь, стал гибелью для него самого, потому что из него исходит только вред. Гортань грешников Давид сравнил с открытым гробом. То есть, из него не может исходить что-то доброе и светлое, наоборот, только неприятности и смерть. «Языком своим льстят» – не говорят правды, а только лгут или источают притворство. А если и говорят что-то хорошее, то только для того, чтобы извлечь из этого для себя выгоду.

Параллельный стих из Писания:

  • Рим 3:13 – Помимо того что гортань грешников напоминает открытый гроб, и они обманывают своим языком, в стихе говорится – «яд аспидов на губах их». Когда аспид – это представитель семейства ядовитых змей. Яд ядовитого холоднокровного находится на губах грешника, который любит врать и льстить.

Стих 11

Давид просит, чтобы Бог осудил таких людей, чтобы их замыслы обернулись против них самих же. Чтобы Господь отверг их, потому число беззаконий их велико. Живя так, они не просто отвергают законы, установленные Господом, а отвергают самого Творца, который создал их, благодаря которому они дышат и живут. Поэтому Давид просит от Господа для них кары, которая соответствовала бы их поведению и грехам.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 5 – Благословения, которые ожидают тех, кто уповает на Господа и живет согласно Его заповедям

Стих 12

Те, кто будет уповать на Бога, обязательно возрадуются в конце своего земного пути. Будучи в раю, они будут славить Бога вечно, потому жизнь на небесах не имеет временных рамок, она бесконечна. Господь будет покровительствовать им, они будут счастливы тому, что находятся под Его защитой, в безопасности. Там будут только те, кто по-настоящему любил Бога, живя на земле. Не был таким, какими описаны в этой главе нечестивые люди – кровожадными и коварными.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 13

Бог всегда благословляет того, кого считает праведником – человека, с правильным сердцем и правильным положение перед Господом, ненавидящим грех и все, что с ним связано. Благословение Бога Давид сравнивает со щитом, которое защищает того, кто за ним находится. Это щит как венец для того, кого Бог помиловал и наградил. Венец – головной убор, который возлагается на человека для того, чтобы отличить его, показать его высокое звание и призвание. Поэтому Божье благословение распространяется только на тех, кого Господь хочет наградить, выделить от остальных, подчеркнуть важность этого человека для Себя.

Параллельных стихов из Писания нет.

Источники:

Читайте также:  Кто такой Святитель Герман? «Светлого рода человек»: на Свияжске после ста лет запустения открылась келья Святителя Германа. Молитвы святителю Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: