ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как помогают иконы? Илья Пророк икона — в чем помогает: значение. Илья Пророк в мировой живописи,фресках и иконах. Внимание на детали. Илия — огненный пророк и собеседник Христа

Как помогают иконы? Илья Пророк икона - в чем помогает: значение. Илья Пророк в мировой живописи,фресках и иконах. Внимание на детали. Илия — огненный пророк и собеседник Христа

Икона пророка Ильи: история и значение, описание, как молиться и в чем помогает
Миссия великого пророка еще не окончена — когда и зачем он снова придет к людям?

История иконы

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

 

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Читайте также:  Святой Иоанн Воин — защитник от обидчиков и воров

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.

 

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших.

В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

В библии мы можем прочитать, что Илия еще при жизни был вознесен на огненной колеснице в небеса к богу.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик Елисей, которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а княгиня Ольга распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продолжают считать исконно русским святым, понимающим проблемы и печали его народа. 

Ильин день, празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Обличит Антихриста и превратит воду в кровь

Согласно Церковному Преданию, миссия пророка Илии еще не закончена. Он вместе с ветхозаветным праведником Енохом, также взятым живым «как бы на небо», дожидается наступления последних времен и воцарения «человека греха» — Антихриста, который будет выдавать себя за Бога.

Когда это произойдет, Илия и Енох обличат беззакония Антихриста. Иоанн Богослов в своем «Откровении» пишет: «они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3).

Преподобный Экумений Триккский поясняет: «После Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику». В «Откровении» также сказано, что пророки будут обличать Антихриста «со властью и силою»: они смогут затворять небо, чтобы не шел дождь, превращать воду в кровь и поражать землю язвою (Откр. 11:6). Предсказано, что по попущению Божию они будут убиты, но по прошествии трех с половиной дней воскреснут, знаменуя начало второго Пришествия Христова.

Почитание святого старца

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Святитель имел огромное желание вернуть заблудшим душам забытое знание о Господе и Его Царстве. Существует легенда о том, что проповедника не смогла победить смерть, — он живым отправился в Небесные сферы на огненной колеснице.


Житийная икона пророка Ильи

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после пророка Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Важно! Каждый христианин должен приобрести икону с изображением святители и поставить ее рядом с ликами Христа и Богородицы.

Описание святого лика

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку.

Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним.

Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Самый древний образ появился во времена существования Византии. На иконе святитель представлен как монах с грозным и хмурым взглядом, его одеянием служит красный шерстяной плащ, лик украшен длинными волосами и густой бородой, а головным убором выступает церковная шапочка.

На образах, созданных позднее, наблюдатель может заметить в руках преподобного старца кинжал, который является символом его неприязни ко всем иноверцам.

В некоторых монастырях хранится два варианта изображения Пророка в разные моменты его жизненного пути.

  1. На первом полотне святой сидит на камне посреди пустыни и глубоко размышляет о чем-то, рядом с ним находится пещера. Голова монаха повернута, а в правом углу полотна изображен тот самый прирученный ворон, которого посылал Господь, чтобы накормить преподобного старца. Легенда гласит, что этот сюжет затрагивает промежуток времени, когда святитель еще духовно не достиг Небесных сфер.
  2. Другой образ демонстрирует Пророка, возносящегося к Господу на огненной колеснице. Его взгляд направлен вниз на землю, от которой он постепенно и навсегда удаляется.

На заметку! Церковное памятование святителя отмечается 20 июля, в России этот день считается особо чтимым. Накануне праздника издревле выпекали ритуальное печенье и символично оканчивали полевые работы. В само торжество запрещалось совершать любую работу, так как люди верили, что суровый христианин Илия способен наказать за проявление неуважения к его памяти.

Где находятся иконы

Самый популярный образ святого старца на территории России хранится в соборе, освященном в его честь и построенном на Обыденском переулке. На 20 клеймах, которые украшают полотно, демонстрируются главные события из жизненного пути преподобного старца.

В этом же храме находится и другой образ, тоже чрезвычайно почитаемый православным народом. Он создавался в честь торжества по случаю 200-летия собора. На полотне старец представлен сидящим в пустынной местности.

В храме Пророка, находящемся в Новгородской области, также хранятся две чудотворные иконы с изображением преподобного святителя. Одна создавалась 200 лет назад, её используют в ежегодном крестном шествии. Другому образу около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, прихожане полюбили его.

Иконы, изображающие преподобного старца, продаются повсеместно в церковных лавках на территории монастырей. Перед образом ставят свечи, молитва произносится чистосердечно и сконцентрировано.

Икона в храме Ильи Пророка в Израиле

Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей.

Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья.

Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.

Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.

Карающая десница

Илья-пророк поражает не только грешников, но и бесов. Убегая от его смертельных молний, бесы могли прятаться в кошек, собак, рыб и даже в неосторожных людей, но Илья все равно находил их и расправлялся с нечистью. Недаром его имя часто используется в восточнославянских заговорах от болезни и порчи. В некоторых легендах Илья-пророк сражается с самим Сатаной.

Силу Илья может продемонстрировать накануне своего праздника, в так называемую воробьиную ночь, с ужасной грозой, громом и молниями, когда беспокойство охватывает не только человека, но и скотину и птиц. Чтобы защитить себя от гнева пророка, крестьяне читали обращенные к нему молитвы, в сам Ильин день и в ильинскую неделю служили молебны, иногда устраивали жертвоприношения. Они устанавливали у въезда в деревню чашу с овсом и рожью, а икону пророка погружали в святой родник, приносили в храм мед, пиво, горох, рожь нового урожая.

Силу Илья демонстрирует накануне своего праздника — в воробьиную ночь с ужасной грозой, громом и молниями. Фото: oir.mobi

Широко распространен был и следующий обычай: в Ильин день священник после молебна освящал весь деревенский скот, после чего закалывали заранее купленного на общие деньги быка, лопатку относили в церковь, а все остальное использовалось для деревенского пира с гульяньем до восхода солнца. Эта общая трапеза символически воспроизводила известный эпизод на горе Кармель и при этом имела практическое значение, защищая, по мнению крестьян, скот.

Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Зачем Илия появляется в Новом Завете?

Святой Пророк Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Изображение: https://diomedes2.livejournal.com/

На рубеже Ветхого и Нового Завета люди ожидали скорого возвращении Илии на землю, согласно предсказанию Малахии, последнего ветхозаветного пророка («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5)).

Пламенность Илии израильтяне видели сначала в служении Иоанна Предтечи, затем — в проповеди Иисуса Христа. Некоторые думали, что кто-то из этих двоих и есть Илия (Ин. 1:21; Матф. 16:14).

Однако настоящий Илия явился Господу Иисусу Христу на горе Фавор. Свидетелями этого стали апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они увидели Илию и Моисея, беседующих со Христом в Его нетварном свете: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф.17:1-3).

Пророк Илия появился на горе Фавор по ряду причин. Во-первых, для того, чтобы выступить олицетворением пророческих писаний, подобно тому, как Моисей выступает олицетворением Закона (блаж. Иероним Стридонский). Во-вторых, чтобы рассеять заблуждения людей, полагавших, что Илия — это Христос, и показать, что Христос — Бог (ибо излучает Свет), а пророки — Его рабы (такое толкование предложил святой Ефрем Сирин). В-третьих, для того, чтобы люди знали, что Иисус — властелин жизни и смерти, поскольку Моисей умер, а Илия жив (толкование Евфимий Зигабена). Наконец, чтобы показать, что «день Господень», предсказанный Малахией, уже наступил.

Преподобный Илия Муромец (Печерский), дата памяти 11 октября, 1 января

О его житии сохранилось совсем немного достоверных сведений. Предположительно, он родился в 1143 году в селении Карачарово под Муромом. Его родители были крестьянами.

Испокон веков, его отождествляют с богатырем Ильей Муромцем. С детских лет и до 30-летнего возраста он был парализован, и только после встречи с тремя старцами, которые предстали перед ним в образе нищих, он был исцелен.

Получив родительское благословение, он отправился к киевскому князю Владимиру Мономаху. Долгое время он состоял в его дружине и не знал поражений.

Однако, однажды в бою он получил рану в грудь. Она оказалась неизлечимой. И тогда, святой Илия принимает монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. Около 1188 года он отошел ко Господу, в возрасте 45 лет.

Икона преподобного Илии Муромца, Печерского

«Огненный» пророк

Илия в пустыне. Вашингтон Олстон, 1818. Музей изящных искусств, Бостон, США

Засуха продолжалась три с половиной года. Наконец, Бог велел Илии устроить «духовный поединок» со служителями Ваала. Илия хотел показать не только царю Ахаву, но и всему Израилю, кто истинный Бог. Пророк сказал жрецам Ваала: «Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (4 Цар. 18:23-24).

Служители Ваала молились первыми. Они часами выкрикивали его имя, скакали у жертвенника, кололи себя ножами, но финикийский бог не отзывался. «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется» (3 Цар. 18:27).

Жрецы Ваала ничего не добились, и к жертвеннику вышел Илия. Он попросил облить жертвенного тельца, дрова и камни жертвенника водой, чтобы никто не усомнился в силе Единого Бога. И вот, по молитве пророка произошло чудо: «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар.18:38-39). Жрецы Ваала были казнены, а на землю пролился обильный дождь. Многолетняя засуха кончилась.

Огонь в Ветхом Завете часто сопутствовал проявлениям Истинного Бога – «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). Также в Ветхом Завете мы часто читаем, что Бог «попаляет» врагов избранного народа. По толкованию епископа Виссариона (Нечаева), огонь — это «символ наказующей правды Божией, гнева Божия», но также «знамение милости Божией к Израильскому народу».

Пророк Илия стал живым образом Божественного суда над людьми, не желающими знать Истинного Бога.

Народная метеорология

Илья-пророк тесно связан с народной метеорологией: он управляет небесной водой (дождем) и небесным огнем (молнией). Крестьяне верили, что гроза происходит от того, что Илья-пророк на небе сражается с нечистой силой, а молнии — это его стрелы. В некоторых местностях легенда несколько видоизменялась, и Илью-пророка называли «водовозом всех святых», дождь шел, когда «водовоз» проливал эту воду.

Во Владимирской области сохранились рассказы о любознательном мужике, который взобрался на небо и действительно увидел там Илью-пророка на громыхающей колеснице, поливающего небо. С Ильей связывали и появление гремячих, то есть не замерзающих зимой, источников и ручейков: считалось, что они появлялись там, куда ударила огненная стрела Ильи или ступил его конь.

С Ильей связывали появление гремячих, то есть не замерзающих зимой, источников. Фото: t-g-b.ru

  •  

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.

Они поражают бесов и людей, которые не следуют Закону Божьему. Его образ повсюду несет собой гнев, ужас, смерть и разрушение. В этот день в народе запрещается купаться. Так как в это день очень часто случаются грозы. И во время купания могут погибнуть люди. Также согласно народным приметам, люди, которые купаются в этот день могут заболеть или утонуть.

Кроме того, если случалась гроза, то запрещалось в это время находится в воде, бегать по улицам, стрелять и петь. Бабушки в этот день учили своих детей и внуков плотно закрывать двери, задергивать занавеси на окнах и зажигать лампадку.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать.

День почитания

Почитание святого Ильи проводят 2 августа (20 июля по старославянскому календарю). Также этот день является праздником воздушно-десантных сил. С 2 августа православным людям запрещалось купаться в реках и водоемах. Верующими считается, что в этот день святой поражает молниями бесов и грешников. Также в день его почитания отмечены частые грозовые дожди, что влечет за собой гибель купающихся.

До популяризации христианства повсеместно было распространено язычество. Люди отмечали день Перуна в качестве аналога современного дня Ильи. Пожары в этот день считались как наказание за грехи. Тушили дом не водой, как обычно, а молоком либо же специально настоянной сывороткой. Этого в христианстве уже не отмечается.

В качестве подношения пророку, 2 августа за окно в грозу или дождь люди выставляли хлеб и соль, а когда плохая погода заканчивалась, то относили их к реке.

Во время праздника Ильи, верующие приносили в церковь пожертвования. Это была нога барана, мед, зеленый горох, и свежая рожь. Одну часть принесенных подношений они оставляли в храме, а вторую забирали с собой. Также считалось, что после праздника открывались волчьи норы. Поэтому они начинали свою первую охоту на этих зверей по окончанию праздника или во время него. Охотники верили, что если в день Ильи загнать волка, то это принесет удачу на целый год. Неделю после начала праздника называли звериной, так как в данное время учащались случаи нападения медведей.

Имя святого использовали для заговоров и целительных поверий. Верующими считалось, что свечи, которые вытопили из убитой в этот день змеи, обладали чудодейственной силой при лечении болезней.

О чем можно просить перед образом

В православной церкви данного святого просят о хорошей погоде и увеличении урожая. Также его просят:

  • укрепить веру;
  • восстановить мир и порядок в семье;
  • защитить от ран и болезней;
  • помочь преодолеть отсутствие денег;
  • помочь в любви и замужестве.

Если начиналась засуха, то верующие совершали массовые молитвы в Ильинских храмах. Верующими считается, что пророк может повелевать погодой.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.

  • Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
  • Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
  • В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.

На заметку! Изображения преподобного старца часто приобретают фермеры и военные. В традициях ВДВ святитель Илия — заступник и великий покровитель, поэтому практически в каждое войсковой части построена часовня, в которой центральное место занимает именно полотно Пророка.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.


Другой вариант – это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илья Пророк» – икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Чудеса святого

К чудесам святого Ильи относят:

  1. 3 года голода во время правления Ахаве. Из-за молитв пророка случилась засуха, которая привела к длительному отсутствию урожая и голоду.
  2. Еда, которая не кончалась. Из-за того, что вдова из города Сарепта отдала пророку всю оставшиеся у нее муку и масло, по молитве святого они более не кончались в ее доме.
  3. Возвращение из мертвых сына вдовы из Сарепта. По приданию Илия оживил заболевшего и умершего отрока женщины, сострадая ее горю.
  4. Вороны, которые носили ему еду к потоку Хараф.
  5. Дождь, который пошел после его молитв по окончанию 3 лет засухи.
  6. Низвержение огня, чтобы покарать грешников и дать знамение истинным верующим.
  7. Разговор с Богом лицом к лицу.
  8. Разделение реки Иордан ударом своей одежды.
  9. Вознесение в Божье царство живым.

Сюжетные иконы святого Ильи

Первый из них — Илья и ворон. На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал. На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню… Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни. Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 — 6).

Второй сюжет — восхождение Илии на небо в огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад» (4 Царств. 2: 9 — 13).

Вот икона, изображающая это событие. Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал. На берегу стоит Елисей — ученик Илии — и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми. Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия — это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел — единое целое. И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога — либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака. Иногда под ногами Елисея нарисована милоть — шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.

Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний. Прежде всего — это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар — образ славы Божьей, а также — того ангельского мира, куда живым перешел Илия. Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем. Кстати, колеса повозки — тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов — Престолы — изображаются именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии в небесную славу. По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.

Как молиться

Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно ставить свечи и молиться. Существует много случаев, когда, как считается, Илья Пророк обязательно помогает. Молитва, прочитанная перед его иконой, должна идти от души.

Если человек преклоняет колени перед образом в храме, он должен соблюдать некоторые правила: отправляйтесь в божью обитель только с открытым сердцем и с благими намерениями. Перед входом следует подать нуждающимся.

Заходя в храм, нужно перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе Ильи Пророка и зажечь перед его образом свечку. Освободившись от всех посторонних мыслей, следует сконцентрироваться на своей просьбе. Если человек молится дома, тогда он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.

Молитва перед иконой Пророка Ильи

«Святой пророк Господа Илья, обращаюсь к тебе, человеколюбцу и праведнику Божьему. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) до Отца нашего, да услышит Он наше покаяние, сокрушение о грехах постыдных. Да поможет нам заступничество небесное отойти от порока и ухищрений дьявольских. Укрепи веру нашу, даруй смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Избавь, великий угодник, молитвой своей от гнева Создателя. Ты, в мире поживший и горести вкусивший, славим тебя, желая вечных благ в Царствии Господнем. Славу возносим Отцу нашему, милостивому Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Тексты

В молитве Элиасу просят о его молитве Богу, чтобы он:

  • подал молящимся дух покаяния и сокрушения о грехах;
  • помог им оставить нечестивый путь и преуспеть в своих начинаниях;
  • укрепил их веру в борьбе со страстью и похотью;
  • вселил в их сердца смирение, любовь к ближнему, кротость, терпение и целомудрие;
  • спас их души и отвратил от них свой гнев.

 

Также в молитве возносится поклонение Богу и Иисусу Христу.

В тропаре пророку Илье говорится о том, что:

  • он ангел во плоти и основание пророков;
  • Элиас – предвестник второго пришествия;
  • он послал благодать Елисею.

В кондаке пророка просят послать дожди и молиться за людей перед Богом. Это связано с тем, что христиане верят в его возможность управлять погодой. Также в преданиях сказано о том, что он говорил с Богом лицом к лицу. По этой причине Илья Пророк может остановить бедствия и напасти, которые встречаются на пути верующих.

Тропарь

Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отго­ня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.

Приметы Ильина дня

С праздником Илии пророка связано много примет и пословиц. Большинство из них было связано с поверьем, что Ильин день знаменует конец лета и начало осени.

  • На Илью до обеда лето, с обеда осень.
  • На Ильин день и камень прозябает.
  • С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна и вода холодна
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Илья жниво зачинает, лето кончает.
  • До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается.
  • До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит.
  • Коли на Вознесенье шел дождь, то Илья будет с грозой.
  • Петр и Павел час убавил, а Илья пророк два часа уволок.

Если Илия не умер, то где он сейчас?

Илия и огненная колесница (фрагмент). Джузеппе Анджели, 1740-55. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Ко времени царствования Иорама (сына Ахава) Илия приобрел огромный духовный авторитет не только в Северном, но и в Южном царстве. Он действовал уже не один. Ему помогал верный пророк Елисей и множество учеников. По обычаю тех времен, члены пророческих школ («сыновья пророков») жили в городах отдельными общинами, ели полевые овощи (4 Цар. 4:38-40), проповедовали слово Божие (Суд. 6:8-10).

Незадолго до своего вознесения Илия в присутствии Елисея совершил великое чудо: «И взял Илия милоть (плащ — прим.ред.) свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар. 2:8).

Но кульминацией жизненного пути пророка стало другое событие: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11).

Писание подчеркивает, что он вознесся в теле, а не в духе. При этом часто полагают, что пророк Илия был вознесен на огненной колеснице в Царство Небесное, к самому Престолу Божию. Однако в Церковнославянском переводе Библии сказано, что Илия был вознесен не на небо, а «как на небо»: «И взя́тъ бы́сть илiа́ ви́хромъ я́ко на не́бо».

В этом переводе сохраняется упущенная в наиболее распространенном сегодня Синодальном переводе частица «я́ко» («как»). Есть эта частица («ὡς» или «как») и в греческом переводе — Септуагинте. Исходя из этих переводов, Илия «как бы» возносится на небо.

У святых отцов нет единого мнения о местопребывании Илии после вознесения. Святой Беда Достопочтенный полагал, что пророк попадает в Рай. По мысли святого Беды, подъем Илии, конечно, «не есть восхищение на само Небо (как у Христа), но вознесение в воздух на высоту, с которой он уже невидимо перенесён был к радостям рая».

Так же думает святитель Димитрий Ростовский. Он полагает, что Илия «на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских».

Однако святитель Григорий Двоеслов учит, что пророк возносится в сокровенное земное место, где должен «обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти». В том же ключе рассуждает преподобный Роман Сладкопевец. В составленном им кондаке на Вознесение Господне говорится: «Илия же, восседающий на огненной колеснице, взошел, но не достигнул неба, как написано: яко до неба. Бог же Еноха и Бог Илии вознесся на небеса, объявив нам: «Не отлучаюсь от вас, Я с вами, и никто на вас».

Местопребывание Илии по вознесении остается тайной. Очевидно одно: вознесение Илии — прообраз Вознесения Иисуса Христа и жизни праведников в Царствии Небесном. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Илия был восхищен огненной колесницей, вознесется и Церковь. Не веришь мне? Поверь Павлу, в котором говорил Христос: «Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: