ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как правильно читать Иисусову молитву мирянину? Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешнаго». Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать?

Как правильно читать Иисусову молитву мирянину? Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешнаго». Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать?
Содержание
  1. Что такое Иисусова молитва?
  2. Практика Иисусовой молитвы имеет 6 ступеней
  3. 7 советов о том, как правильно читать Иисусову молитву
  4. Скрытый смысл Иисусовой молитвы
  5. Условия, при которых молитва услышана Богом
  6. Как не пре­сы­титься?
  7. Как правильно молиться Иисусовой молитвой
  8. Где и как обращаться к Иисусу
  9. Опасности «сердечной» молитвы
  10. Игнатий Брянчанинов о Молитве Иисусовой для мирян
  11. Иные названия Иисусовой молитвы
  12. Что такое умное делание молитвы?
  13. История становления Иисусовой молитвы
  14. Ступени совершенства молитвы Иисусовой
  15. В XVII в Ииусовой молитве Христа называли «Боже наш», а не «Сын Божий»
  16. Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина
  17. Иску­ше­ния
  18. Текст Иисусовой молитвы
  19. Пища души
  20. Иисусову молитву можно читать за других людей
  21. Иисусову молитву называют мантрой, но лучше вообще не рассуждать о чужих традициях из лона своей
  22. Сколько раз произносить Иисусову молитву?
  23. Вдум­чиво и осто­рожно
  24. Как правильно читать Иисусову молитву мирянину?

Что такое Иисусова молитва?

Наверное, эта молитва считается запоминаемой, после «Отче наш». Она проста, но при этом обладает могучей силой. С ее текстом можно ознакомиться ниже.

Как было сказано выше, посредством молитвы, люди налаживают диалог с Богом. Только Он в силах помочь всем нуждающимся, только от Него остается ждать милости. Через молитву можно не только просить, но и славить. В преумножении славы Господа растет Его могущество, а значит и возможности в помощи нуждающимся.

Молитва Иисусова – это слова прощения к тому, что взял на себя грехи рода человеческого через страдания и боль к Иисусу Христу. На своем примере, Богочеловек сокрушил смерть – то, чего мы все боимся, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания. Он доказал, что человек способен приблизиться к Граду Божьему, так как Спаситель дал на то разрешение всем искреннее верующим в Него.

Существует мнение, что эта молитва является прерогативой к исполнению исключительно для монахов. Так ли это на самом деле? Нет. Многие священнослужители отвергают эту позицию. Впервые прочитана апостолом Павлом, но обращалась она не только к монахам, но и к обычным мирянам.

Таким образом, ее может читать каждый, кто верует в Господа. Но помните, что Он не сможет помочь вам, если молитва совершается по желанию или по нужде. Регулярное чтение молитвословия называют молитвенным подвигом. Чем чаще этот подвиг совершается, тем ближе душа к Царству Божьему. Будучи близкой к Творцу, душа в силах попросить Его о земной милости. Быстрее молитвенный подвиг совершается, если регулярно читать Иисусову молитву.

Бытует мнение, что молитва опасна. Верующий может впасть в неописуемый экстаз, и в итоге возгордиться. Но кротостью и смирением пробивается путь к небесам, поэтому нужно всегда держать себя под контролем. Только из-за этой опасности не стоит отказываться от Священного Писания. Так ваш подвиг будет еще краше в глазах Всевышнего.

Она проста, в ней нет лишней мистики или же какого-то «особого значения». Чтобы получить помощь, достаточно от чистого сердца прочесть «Господи помилуй». Обратитесь к Тому, Кто действительно способен помочь в решении жизненной ситуации. Что касается мистицизма, то в случае Иисусовой молитвы он излишен.

Ритуализация молитвословия – результат деятельности людей небольшого ума. В некоторых статьях порой мелькает информация, что помогает от порчи и сглаза. Только вот в христианстве каждый верующий находится под защитой Всевышнего. Навести порчу невозможно.

С помощью молитвы верующий человек способен обратиться напрямую к Спасителю. Все люди грешны, безгрешных не существует. Прочтите молитву, если чувствуете, что тяжесть греха становится невыносимой.

Облегчите душу, доверьтесь Христу. Суть христианской веры заключается в провозглашении Господом Иисуса Христа, Сына Божьего. С этой молитвой мы выражаем доверие и надежду Спасителю в Его деяниях и Божественном Промысле.

Некоторые христиане неправильно воспринимают текст. Для них он подобен заклинанию, волшебному слову, которое исполнит желание или прошение человека в мгновение ока. Представьте в качестве диалога с Богом.

Вы обращаетесь к Нему, рассказываете о своей беде, Он помогает вам в решении проблемы. Все происходит не сразу, Господь обязательно поможет, когда это действительно будет необходимо. Он не бездействует, а помогает людям, как было задумано изначально. Иисусова Молитва подходит для уединенного чтения. Поэтому она так популярна у монахов. Но как было сказано выше, полезна также и для мирян.

Практика Иисусовой молитвы имеет 6 ступеней

Освоение Иисусовой молитвы имеет несколько ступеней. Их количество и описание различаются. Например, вот версия подвижника Антония (Голынского):
Подвижник Антоний Голынский — автор наставлений для практиков Иисусовой молитвы

  1. Словесная молитва. Чтение молитвы вслух.
  2. Умственная молитва. Требует определённых усилий, чтобы контролировать ум.
  3. Умственная и сердечная молитва. Не только ум сосредоточен на молитве, но и сердце отзывается на её слова.
  4. Умственно-сердечная молитва, движимая Святым Духом. Она читается без остановки постоянно.
  5. Чистая умно-сердечная молитва. Она свободна от любых помыслов.
  6. Молитва зрительная. Верующий может созерцать Божественные тайны.

6 ступенейИиусовой молитвы выделял подвижник Антоний Голынский

7 советов о том, как правильно читать Иисусову молитву

Как правильно молиться, знает, увы, далеко не каждый. Вот основные моменты:

Первый совет. Стараться. Молитва — это определённое усилие, труд. Она не всегда даётся легко. Часто есть искушение заняться чем-то интереснее и проще. Молитва — это дисциплина, нужно себя к ней приучать и не давать поблажек.

Но в то же время молитва — это не то, что делают из-под палки. Полезнее пять минут искренней молитвы, чем пять часов её имитации. Найти грань между первым и вторым — задача верующего человека.

Второй совет. Стоит определить время для молитвы. Это тоже очень важно, ведь просто надеяться на то, что выпадут свободные полчаса, не стоит. В молитве не полагаются на случай. Время для неё назначают. Ииусову молитву рекомендует читать по 15 минут с утра и вечером.

Совет третий. Упор на качество. Иисусова молитва — это упражнение, которое учит контролировать ум. А потому важно делать усилие именно в этом направлении. Лучше сделать меньше, но качественно.Иисусова молитва — это лишь инструмент, она не заменит праведной жизни.

Четвертый совет. Не стоит гордиться результатом молитвы. Это не заслуга, а лишь возвращение человека в исходное духовное состояние. Одухотворенность должна быть не только после молитвы, но и всю жизнь. Если её нет, то ещё есть, над чем работать.

Пятый. Ииусову молитву можно читать в любом удобном месте. Она коротка, в том её особая ценность. В транспорте, очереди — где угодно можно прошептать молитву, чтобы вспомнить о Боге, о том, что Всевышний рядом.

Совет шестой. Подкреплять эффект от Иисусовой молитвы можно при помощи акафиста Иисусу Сладчайшему. Читать его рекомендуют 3 раза в неделю.

Седьмой совет. Нужны поступки. Молитва — ещё не залог духовной жизни. Какой бы ни была сила Иисусовой молитвы, она нуждается в подкреплении реальными делами. Нужно вести чистую, праведную и благородную жизнь.

Тогда это действительно духовный путь с результатом. В противном случае, молитва остаётся лишь упражнением для ума, но не общением с Высшими силами.

Скрытый смысл Иисусовой молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́.

Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́.

Несколько слов и неосязаемая глубина соединены в послании к Иисусу. Христос сказал, что только через Него можно прийти к спасению. (Иоан.14:6).

  • Называя Иисуса Сыном Божьим в молитвенном послании грешника, человек тем самым принимает силу Крови и Жертвы, оставленной на кресте.
  • Господь дарует спасение, через милость Спасителя всем христиан открыта дорога к вечной жизни.
  • Только человек, утвержденный в милости и прощении, может просить о помиловании, ибо Бог есть любовь. (1 Иоан. 4:8)
  • Признание своих грехов означает глубокое раскаяние в них, осознание вечной жизни и существование ада, поэтому молящийся называет себя грешником и просит о помиловании.

Приверженцы исихазма относят Иисусову молитву к эзотерическому течению, при котором молитвенные слова, произносимые мысленно, называются умным деланием, тайной молитвой или трезвением ума. Поэтому не стоит путать святые слова с йогой и восточными практиками.

Условия, при которых молитва услышана Богом

По словам Исайи Отшельника, смирение является необходимым условием для того, чтобы Господь слышал молитвенные воззвания с земли. Только в искренней чистоте побуждений, без всякого самооправдания, человек, без страха, с глубочайшим доверием, отдает на суд Божий все свои прегрешения, понимая, что самостоятельно он ничего не может сделать для Творца.

Задача всего христианства — непрестанно стоять в покаянии, благодаря Создателя за великую милость быть прощенными через принятие жертвы Христа, Сына Божьего, Его Отец послал на смерть из-за любви к человеку, Своему созданию (Иоан. 3:16).

Иисусова молитва предназначена для беспрерывного произношения

Падший и кающийся человек, с плачем изливающий перед Спасителем желания сердца, более приятен оку Богу, чем самоправедник, стоящий в храме часами.

Иоанн Кронштадтский неоднократно подчеркивал, что несколько слов с горячей верой, пусть даже напоминающих некий лепет, но сказанный из глубины сердца, приятен Богу.

Всего несколько слов, сказанных сердцем, наполняют душу особым блаженством, но часто бывает так, что обстоятельства накрывают так, что и сердце молчит, рвется от боли, и молитва не идет из уст.

Читайте также:  Как помогает молитва Архангелу Михаилу – очень сильная каждодневная защита?

Иисусова молитва, состоящая из нескольких слов, повторяемая до 1000 раз в день, постепенно наполняет душу спокойствием и уверенностью, что Спаситель рядом, Он выведет из проблемы.

Фарисейство и законничество — основные препятствия для достижения просимого у Господа, только осознав свою беспомощность и силу Творца, можно надеяться на помощь с Небес.

Бессмысленно читать Иисусову молитву 1000 раз в день, если человек не возненавидит свои грехи и не примет решение их оставить. Нельзя сегодня каяться, а завтра грешить.Важно! Раскаяние в своих грехах — действие, во время которого нужно простить обижающего и попросить прощение у обиженного, перестать злословить и раскаяться от оккультных действий, благословлять врагов и помогать нуждающимся.

Всего несколько слов, и какая открывается глубина, если молиться искренне. А не играть в христианские игры. Господь смотрит на сердце, порой достаточно произвести: «Господи, помилуй», и полетело воззвание к Творцу, Он всегда даст нужный ответ.

Как не пре­сы­титься?

Научиться сна­чала нужно искрен­ней, про­стой, чистой молитве. Потому что многие, начи­ная читать утрен­нее и вечер­нее пра­вило, быстро устают от него. Гово­рят, что уже при­елось, что ничего не чув­ствуют. Просят раз­ре­ше­ния молиться своими сло­вами. Ну, моли­тесь своими сло­вами. Но молит­вен­ное слово должно истин­ство­вать, должно сла­во­сло­вить.

Кто-то из святых гово­рил, что в молитве чело­век должен соеди­няться со словом так же, как душа соеди­ня­ется с телом. Видите, какой глу­бо­кий образ. Если этого един­ства нет, то молитва нам при­еда­ется. Она кажется фор­маль­ной, холод­ной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что чело­век не выра­бо­тал пра­виль­ный подход к молитве. Не пере­жил, не почув­ство­вал молитвы в себе. Даже если ты и пере­жил когда-то какой-то молит­вен­ный образ, он забы­ва­ется. И очень легко уйти в меха­низм, совер­шать одну обря­до­вую сто­рону — про­из­но­сить, гово­рить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны инте­рес, вни­ма­ние, жажда молитвы и истин­ность. Молитва — это живая потреб­ность. Мне необ­хо­димо в данный день, в данный момент выра­зить себя в молитве, встать перед Богом и ска­зать: «Гос­поди, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то поте­рял свою внут­рен­нюю сво­боду, где-то ненуж­ным помыс­лам, забо­там отдался, непри­ят­но­сти у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обра­щаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Цер­ковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем дей­стви­тельно пони­мать, что такое Иису­сова молитва. «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» — это будет уже вопль. Это фак­ти­че­ски вся моя при­рода, скон­цен­три­ро­ван­ная в живом Гос­поде, это поток моих внут­рен­них энер­гий рвется наружу. Вот тогда, пожа­луй­ста, молись Иису­со­вой молит­вой хоть день и ночь. Тогда Иису­сова молитва начнет дей­ство­вать.

Как правильно молиться Иисусовой молитвой

Весь секрет в том, что нет правил для общения со Спасителем. Можно найти правила молитвенного общения, наподобие того, что сядьте на низкий стульчик, склонитесь на колени, начните правильно дышать и так далее.

Молитвенное воззвание к Иисусу нельзя контролировать разумом, оно либо живет в человеке, либо нет.

В православии Иисусова молитва может «мысленно» читаться перед входом в храм

Есть немало примеров, когда люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, начинали произносить молитвенные слова по состоянию сердца, не зная, что это Иисусова молитва, и приходило нужное решение проблемы.

Российский подвижник Дорофей сказал, что простыми молитвенными словами можно молиться везде и всегда, главное, самому слышать то, что говоришь. Нельзя уповать только на себя, свое знание и понимание, главное, доверить ситуацию Духу Святому.

При постоянном произношении священных слов человека буквально накрывает покаянием, когда общение с Богом превращается в круглосуточную необходимость. Осознание своей греховности и слабая воля оставить свои грехи лежать в основе молитвы к Иисусу, цель которой — очиститься от всего грешного, примириться с людьми и Богом, чтобы пребывать в постоянном общении с Господом.

Часто можно слышать, что Иисусова молитва доступна только для духовенства, и обычные миряне ее читать не имеют права.

В ответах оптинских старцев имеется ответ на этот вопрос. Если молитва — это разговор с Богом, то не может быть никаких запретов на ее чтение, ибо в личном общении с Господом провозглашается вера в Спасителя, что и есть сущность всего христианства.

Простое произношение заученных молитвенных слов является заклинанием, а это грех, только в раскаянное сердце, признающее грехи и наполненное раскаянием, приходит милость и дарование спасения.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой?Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Делание Иисусовой молитвыдопускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Опасности «сердечной» молитвы

Прп. Амвросий Оптинский:Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной. Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других.

Свт. Феофан Затворник:Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца…

Свт. Игнатий (Брянчанинов):Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями… Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.  Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести!Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Иоанн (Алексеев), схиигум.:Молитва имеет три названия: устная, умная и умно-сердечная. Устная читается языком, когда находишься одна – вслух, а при других молча. Умная молитва произносится одним умом. Умно-сердечная молитва – соединенными умом и сердцем; и к этой молитве не стремись, она к твоей жизни не идет. Такая молитва требует уединения, и без уединения она не может быть, и уединение без молитвы тоже не может быть. Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде – тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.

Игнатий Брянчанинов о Молитве Иисусовой для мирян

Чтобы растолковать нам, почему Иисусова молитва имеет такую великую силу, Игнатий Брянчанинов проводит параллель с молитвой мытаря. Многие знают эту молитву. С неё, кстати, начинается Утреннее молитвенное правило (утренние молитвы):

Иные названия Иисусовой молитвы

В некоторых моментах, обращение к Сыну Божьему можно отнести к аскетическим практикам. Однако по большей части, она является частью эзотерического направления. Среди адептов, носит название «тайная молитва». Читают ее для того, чтобы обрести крепость ума и уберечь душу от греха.

Читайте также:  Как обращаться к Богоматери: тексты молитв перед иконой Млекопитательница? Почему после родов нельзя в церковь?

В рамках аскетизма молитвословие является важной частью понимания себя и Божественного Промысла. В этом случае, аскет отрешается от своего земного существования в пользу небесного бытия.ИНТЕРЕСНО: Жизнь Иисуса Христа: читать.

Практиковать аскезу может каждый, однако, не стоит самостоятельно постигнуть это течение христианства. Для удобства уточните все интересующие вопросу у своего духовного наставника. Только он в силах помочь вам, наставить на путь истинный. В одиночку вы можете стать приверженцем еретического течения, хотя не будете подозревать об этом.

Порой молитва является причиной искушения. Например, человек страдает чревоугодием. И молит Господа о том, чтобы он простил Ему этот грех. Но с каждым разом, верующий подвергается искушению вкусить запретной пищи. В этом случае помощь священника необходима. Давно известный факт священники словом могут помочь, исцелить, направить. С ними полезно вести беседы и просить совета.

Так как Иисусова чем-то напоминает практики йоги, то ее постоянно путают с таковой. На самом деле, это не так.

«Тайная молитва» практикуется в исихазме и предполагает молчание. Подобного рода аскеты предпочитают в молчании проводить время и учиться понимать Господа бога без слов. Такой подход, безусловно, интересен, но для обычного мирянина, чья жизнь проходит в постоянном общении, невыполнима.

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовойсвященники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.

История становления Иисусовой молитвы

Прошла долгий путь становления. На самом деле породила немало вопросов среди священнослужителей в 17 веке. Большой московский Собор обсуждал весомый вопрос в рамках православия. Необходимо было определить название для Иисусовой молитвы — «Боже наш» или «Сыне Божий».

В конечном итоге собор постановил использовать исключительно первый вариант. Связано это с тем, что Иисус Христос, в рамках православия, не Сын Божий, а Бог. В этом заключалась суть спросов с официальными церквями и представителями еретических течений. Примерный текст молитвы звучал, как:«Боже, будь милостив ко мне, грешному».

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Как говорилось выше, молитва – это не заклинание, а разговор с Господом. Но достигнуть связи с Ним сразу, без должного усердия невозможно. Некоторые священнослужители придерживаются ступеней совершенства чтении Иисусовой молитвы во славу Иисуса Христа.

  1. Устная ступень. Здесь от человека требуется первоначальное усилие ума и сердца. В этом нет ничего страшного, далее все зависит от того, сформируется привычка или нет. В первый раз и регулярно читать молитвы сложно, но потом становится легче.
  2. Умно-сердечная. Следующий после устной ступени. Суть его заключается в ненасильственном чтении молитвы по зову ума и сердца. На этом этапе человек постепенно отказывается от земных соблазнов и устремляет душу на диалог с Творцом.
  3. Творческая. На этом уровне духовное понимание гораздо выше, нежели на второй ступени. Творческой ступени в силах достичь лишь аскеты и те, кто посвятил Богу всю свою жизнь.
  4. Высокая ступень. Здесь чтение выходит на качественно новый уровень. Таких людей практически невозможно найти, в основном славить Господа высокой молитвой могут только ангелы.

Чтобы постичь каждую ступень, необходимо постепенно отказываться от земного бытия. Раз за разом подавлять свои соблазны, отводить в сторону грешные помыслы, с каждым днем становиться чище и светлее.

Только в этом случае, возможно, достичь высокого уровня. Ангелы достигли его, потому что изначально были чисты. Человеку же только предстоит побороть грех и стать выше ангелов.

В XVII в Ииусовой молитве Христа называли «Боже наш», а не «Сын Божий»

Изначально текст Иисусовой молитвы обсуждали в XVII веке на Большом московском Соборе. Тогда шёл основательных спор о том, как обращаться к Христу: «Боже наш», либо «Сыне Божий». Победил первый вариант, но впоследствии молитву изменили, чтобы она перекликалась с каноническими текстами других православных традиций.

Обращение «Боже наш» сохранилось в одном из вариантов молитвы мытаря.

«Боже, будь милостив ко мне, грешному»

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Жизнь человек протекает в постоянном искушении. Земное Царство полнится соблазнов, поэтому нет такого верующего, кто не грешил вообще. Это нормально. Но грех чужд божественной природе. Он как паразит, развращает душу раз за разом. Человек должен отказаться от греха.

Но самостоятельно сбросить его оковы он не в состоянии. Единственный помощник в этом нелегком деле станет Господь и Его могучая сила. Чтобы обрести защитника в виде Творца, следует регулярно читать Иисусову молитву. Так верующий укрепит свою душу, ум, сердце, станет невосприимчивым к козням сатаны и приблизится к Граду Божьему.

К сожалению, наши сердца отравлены грехом. Еще неизвестно, когда мы окончательно избавимся от него. Шанс на возвращение в Небесные Чертоги подарил нам Спаситель Своим искупительным подвигом. Ради нас Он перенес страдания и вызволил из Преисподней всех бесправно осужденных.

После Его воскресения каждому христианину стало велено жить, как Христос. В молитве и кротости жить и радоваться жизни, постепенно приближаясь к Богу. Оставить далеко позади земные наслаждения наша ответственная задача, наш долг.

Иску­ше­ния

Когда чело­век дей­стви­тельно полю­бит молитву, когда его дух воз­го­рится, тогда, по учению свя­ти­теля Игна­тия, Иису­сова молитва начнет пере­хо­дить из сло­вес­ной формы в сер­деч­ную. А сер­деч­ная молитва, если будет при­но­ситься со вни­ма­нием, начнет захва­ты­вать и умные сферы души. Таким только обра­зом умно-сер­деч­ная молитва может стать доступ­ной для совре­мен­ных хри­стиан, цели­ком посвя­тив­ших себя Богу. Свя­щен­ники, монахи, бла­го­че­сти­вые миряне, кото­рые уда­лены от повсе­днев­ных забот и печа­лей, могут взять этот Боже­ствен­ный дар и с поль­зой для души совер­шать умно-сер­деч­ную молитву.

Начать я реко­мен­дую так: отстра­ниться от обыч­ной суеты — от радио, теле­ви­зора, уеди­ниться в спо­кой­ном месте, где можно молит­венно настро­иться. Если со вре­ме­нем у вас нач­нется серьез­ное заня­тие Иису­со­вой молит­вой, необ­хо­димо искать тех людей, кото­рые опытно прошли этот путь, и с ними обсуж­дать все свои состо­я­ния.

Начи­на­ю­щему нужен помощ­ник. Потому что актив­ность духа воз­дей­ствует и на душу, и на пси­хи­че­ское состо­я­ние, и на нерв­ную систему. Она про­буж­дает в душе много таких дви­же­ний, кото­рых, может быть, и не было раньше. Когда чело­век посто­янно творит умную молитву, в нем начи­нает про­буж­даться сокро­вен­ное, с чем чело­век в своей прак­тике, воз­можно, и не стал­ки­вался.

Есть такой закон в физи­че­ском мире — чем мощнее и чем больше какое-то энер­ге­ти­че­ское дви­же­ние, тем больше в него вовле­ка­ются окру­жа­ю­щие сферы. Так же и молитва Иису­сова. Если делать ее с каким-то уси­лием, с каким-то напря­же­нием, то она может про­бу­дить очень много из чув­ствен­ного мира и из мира вооб­ра­же­ния, осо­бенно если мы не имеем пока­ян­ного чув­ства. Весь нега­тив, кото­рый пока сокрыт, придет в дви­же­ние и может пагубно повли­ять на душев­ное состо­я­ние чело­века.

Опре­де­лить, пра­виль­ным ли путем идет чело­век в своем молит­вен­ном дела­нии, можно по плодам. Плодом непра­виль­ной молитвы может стать гор­дыня ума. Чело­век начи­нает делать все напо­каз, ста­ра­ется всем пока­зать, что он долго молится, что он умеет тво­рить Иису­сову молитву.

В Еван­ге­лии ска­зано: если хочешь Богу при­не­сти сер­деч­ную молитву, «…вниди в клеть твою, и затво­рив двери твоя, помо­лись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве» ( Мф.6:6 ). Если чело­век не войдет в свою внут­рен­нюю клеть со сми­ре­нием, с глу­бо­кой верою, с пока­ян­ным чув­ством, со вни­ма­нием, то это заня­тие выльется у него или в фари­сей­ство, или в гордое само­утвер­жде­ние.

Часто в такой ситу­а­ции у людей начи­на­ется нерв­ное рас­строй­ство, замет­ное со сто­роны, — нерв­ные резкие дви­же­ния, воз­бу­ди­мость, жела­ние что-то дока­зать, поспо­рить. Это тоже пока­зы­вает, что чело­век непра­вильно творит молитву.

Нельзя всту­пать в духов­ный мир без рас­суж­де­ния. Каждый шаг должен быть про­ве­рен и духом Еван­ге­лия, и духом запо­ве­дей Гос­под­них, тра­ди­цией и уче­нием Церкви, мыс­лями святых отцов. У чело­века должно быть ясное состо­я­ние разума, чтобы он видел пра­виль­ные и ложные пути.

Читайте также:  Как с помощью молитвы избавиться от раздражительности и гнева? Как снять агрессию у мужа заговоры и молитвы?

Текст Иисусовой молитвы

tekst-iisusovoj-molitvy-8413058

Иисусова молитва читается в одиночестве. Это тот случай, когда необходимо создать интимную обстановку общения один на один. Для этого приобретите свечей, образок Христа (если нет иконы) и начинайте молиться. Если ваши помыслы чисты, а сердце открыто для благой вести, вас услышат и помогут в любой жизненной ситуации. Вам же следует дождаться помощи и быть благодарным за это. Регулярно молитесь не умом в надежде получить какие-либо блага, а сердцем и душой.

Пища души

Каждый веру­ю­щий чело­век хочет молиться. Святой Гри­го­рий Палама гово­рит: сколько чело­ве­че­ских душ в мире, столько и уров­ней и обра­зов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внут­рен­ний опыт, свои пере­жи­ва­ния. А пере­жи­ва­ния у всех разные. Один с дет­ства имеет дух молит­вен­ный, от при­роды, от бла­го­дати Божией — прямо сразу может молиться. Дру­гому нужно боль­шой жиз­нен­ный путь пройти, и только в сере­дине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать малень­кие шаги, пости­гать азы.

Молитва — это пища. Если чело­век жив, он нуж­да­ется в еде. Все-таки мы не раз в день под­креп­ляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуж­да­ется в пище. Но здесь нужно пони­ма­ние, живая потреб­ность напиться живой воды, а не фор­маль­ная сто­рона, не при­вычка, не обряд­ность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начи­на­ется пра­виль­ный строй молитвы. Его сам Бог выстра­и­вает. Потому что ска­зано, что без дей­ствия бла­го­дати мы не можем молиться, даже обра­титься к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апо­столу Павлу, без Духа Свя­того. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обра­щает к Богу Отцу Небес­ному, ко Христу.

У людей, любя­щих молитву, даже внеш­ность меня­ется, будь то миряне или мона­ше­ству­ю­щие. Конечно, внеш­ность — не очень убе­ди­тель­ный фактор, но все равно по чело­веку обычно видно, если он молит­вен­ник.

Молитва — это путь, кото­рый при­во­дит чело­века к Богу. И, если чело­век оста­но­вится на поло­вине пути, он может поте­рять и то, что уже при­об­рел. Молитва вос­пи­ты­вает высо­кое, тонкое бла­го­род­ство. Душа ста­но­вится разум­ной, отсту­пает от грубых стра­стей, про­зре­вает, укреп­ля­ется в вере. Дух Святой дей­ствует и в молитве, и в Свя­щен­ном Писа­нии. Чело­век начи­нает про­зре­вать дивную гар­мо­нию Боже­ствен­ного Слова, Писа­ния. Потому что молитва под­го­тав­ли­вает сердце чело­века, как сосуд, кото­рый потом вме­щает в себя все дары бла­го­дати Свя­того Духа. Без молитвы невоз­можно этого достичь.

Добрый плод молитвы — уми­ре­ние сердца, когда сердце ста­но­вится чистым. А чистым серд­цем чело­век узрит Бога. Чело­век начи­нает в себе видеть дей­ствие стра­стей и дей­ствие бла­го­дати Божией, начи­нает раз­ли­чать, что идет к нему от падших духов. Потом, если чело­век дей­стви­тельно тру­дится не вотще, он начи­нает про­зре­вать суть вещей. Если хри­сти­а­нин про­хо­дит молит­вен­ный путь с рев­но­стью и со сми­ре­нием, ему будут сопут­ство­вать духов­ные плоды.

Иисусову молитву можно читать за других людей

Иисусова молитва особенно любима верующего. Не удивительно, что многие интересуются, можно ли её читать не только за себя, но и за других людей.

Да, можно. Так об этом рассказывает протоиерей Андрей (Ефранов):

«Мне встречались две традиции чтения молитвы Иисусовой за ближнего. В первом варианте молитва заканчивается словами «помилуй раба Твоего имярек».

Во втором — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», без упоминания имени. Оба варианта, мне кажется, равноприемлемы.

Читать обычную Иисусову молитву, вставляя каждые 10 молитв слова молитвы о ближнем можно, конечно, но это уже нельзя назвать Иисусовой молитвой за ближнего. Впрочем, «келья устава не знает», поэтому любая молитва вполне допустима».

Иисусову молитву называют мантрой, но лучше вообще не рассуждать о чужих традициях из лона своей

Представители восточных традиций высказывают мнение, будто Иисусова молитва — это форма медитации. Спорить с этим бесполезно, поскольку с их точки зрения всё действительно именно так.

Высказываются мнения, что читать Иисусову молитву нужно с правильно поставленным ритмом дыхания. Упоминают ещё один признак медитации — духовные цели молитвы.

Святитель Иоанн Лествичнк советует:

«Не пытайся многословить, чтобы не рассеялся ум в поисках молитвы».

Сосредоточенность ума — критерий медитации.

Но речь именно о формальном сходстве. Для человека со стороны — это медитация. Его не переубедить. У православия свой взгляд на Иисусову молитву, но вес он имеет именно для членов Церкви. Нехристиан невозможно убедить христианскими аргументами.

Часто люди, не сведущие в восточных учениях, пытаются провести такое разграничение:

  • молитва — это общение с Богом;
  • медитация — просто духовная практика.

Это вовсе не так. Мантровые медитации тоже обращены к Высшим силам, так что стоит избегать желания подойти со своим мерилом к чужим традициям.

Поэтому не стоит спорить с представителями других учений, что есть медиация, а что нет. У них своё представление, а у православных своё.

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Вдум­чиво и осто­рожно

Я думаю, что миря­нам браться за Иису­сову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и посто­янно. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов и послед­ние оптин­ские старцы учили, что совре­мен­ный чело­век должен под­хо­дить к Иису­со­вой молитве очень вдум­чиво, очень осто­рожно и просто.

Не стре­миться сразу достичь каких-то состо­я­ний — про­све­ще­ния души, ума. Совер­шать молитву нужно в про­стоте сердца. За время моего пас­тыр­ского слу­же­ния было уже несколько слу­чаев, когда по реко­мен­да­ции моло­дого свя­щен­ника люди начи­нали совер­шать непре­стан­ную молитву и в резуль­тате при­хо­дили к крайне бед­ствен­ному поло­же­нию, к пси­хи­че­скому рас­строй­ству, к состо­я­нию, из кото­рого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кон­чали собой только по при­чине того, что рев­ностно взя­лись за это умное дела­ние, к кото­рому не были готовы.

Для начала нужно обре­сти молит­вен­ный опыт вообще и только потом посте­пенно пере­хо­дить к Иису­со­вой молитве. Но ста­вить перед собой высо­кие цели крайне нера­зумно. Даже под­ра­жать в молит­вен­ном дела­нии святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой Иоанн Лествич­ник пре­ду­пре­ждал о том, что читать и нази­даться высо­ким духом святых нам необ­хо­димо, но под­ра­жать им в молитве — верх безу­мия. Потому что в чело­веке должно быть не свое личное жела­ние, а побуж­де­ние Духом Божиим. Поэтому я всегда предо­сте­ре­гаю: если есть жела­ние и рев­ность, то прежде нужно научиться тому, чего тре­бует молитва, — вни­ма­тель­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, воз­дер­жан­но­сти и рас­су­ди­тель­но­сти.

Ведь мы не достойны тех слов, которые­ читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Гос­поди, как я могу сейчас пред­стать перед Тобою? А это пред­сто­я­ние и есть молитва. На всяком месте вла­ды­че­ство Его, бла­го­слови душе моя Гос­пода. Место «вла­ды­че­ства Его» — это то место, где я молюсь.

Как правильно читать Иисусову молитву мирянину?

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих ситуациях. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё в душе и сердце успокаивается. Иисусова молитва для мирян. Разъясняют пастыри. Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва? Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами. Протоиерей Андрей Овчинников. Как правильно молится, чтобы молитва Иисусова принесла облегчение и успокоение. Как не заблудиться на пути к Бог? | База знаний «Правмира». Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве. Иные названия Иисусовой молитвы. Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением.

Источники:

Лучшие материалы по теме: