ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Как правильно читать молитву — Иисусову молитву? Молитва Иисусова: необыкновенная сила. Иисусова молитва для мирян

Как правильно читать молитву - Иисусову молитву? Молитва Иисусова: необыкновенная сила. Иисусова молитва для мирян
Содержание
  1. Что такое Молитва Иисусова?
  2. Иные названия Иисусовой молитвы
  3. Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина
  4. Скрытый смысл Иисусовой молитвы
  5. Условия, при которых молитва услышана Богом
  6. Что такое умное делание молитвы?
  7. 7 советов о том, как правильно читать Иисусову молитву
  8. Под защитой Божьей
  9. Опасности «сердечной» молитвы
  10. Православная Иисусова молитва для мирян
  11. История возникновения молитвы
  12. Как часто стоит читать молитву?
  13. Можно ли читать ее по четкам?
  14. Помогает ли в защите от порчи и зла?
  15. Слушать и читать 100 раз в день
  16. Псалом 26 – защитная молитва
  17. Как правильно молиться Иисусу Христу, сыну Божьему
  18. История становления Иисусовой молитвы
  19. Пища души
  20. Практика Иисусовой молитвы имеет 6 ступеней
  21. Сколько раз произносить Иисусову молитву?
  22. Ступени совершенства молитвы Иисусовой
  23. Где и как обращаться к Иисусу
  24. Как правильно молиться Иисусовой молитвой
  25. Иску­ше­ния
  26. Как правильно читать молитву: Иисусову молитву?

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

 Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Господи, помилуй.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Жизнь человек протекает в постоянном искушении. Земное Царство полнится соблазнов, поэтому нет такого верующего, кто не грешил вообще. Это нормально. Но грех чужд божественной природе. Он как паразит, развращает душу раз за разом. Человек должен отказаться от греха.

Но самостоятельно сбросить его оковы он не в состоянии. Единственный помощник в этом нелегком деле станет Господь и Его могучая сила. Чтобы обрести защитника в виде Творца, следует регулярно читать Иисусову молитву. Так верующий укрепит свою душу, ум, сердце, станет невосприимчивым к козням сатаны и приблизится к Граду Божьему.

К сожалению, наши сердца отравлены грехом. Еще неизвестно, когда мы окончательно избавимся от него. Шанс на возвращение в Небесные Чертоги подарил нам Спаситель Своим искупительным подвигом. Ради нас Он перенес страдания и вызволил из Преисподней всех бесправно осужденных.

После Его воскресения каждому христианину стало велено жить, как Христос. В молитве и кротости жить и радоваться жизни, постепенно приближаясь к Богу. Оставить далеко позади земные наслаждения наша ответственная задача, наш долг.

Скрытый смысл Иисусовой молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́.

Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́.

Несколько слов и неосязаемая глубина соединены в послании к Иисусу. Христос сказал, что только через Него можно прийти к спасению. (Иоан.14:6).

  • Называя Иисуса Сыном Божьим в молитвенном послании грешника, человек тем самым принимает силу Крови и Жертвы, оставленной на кресте.
  • Господь дарует спасение, через милость Спасителя всем христиан открыта дорога к вечной жизни.
  • Только человек, утвержденный в милости и прощении, может просить о помиловании, ибо Бог есть любовь. (1 Иоан. 4:8)
  • Признание своих грехов означает глубокое раскаяние в них, осознание вечной жизни и существование ада, поэтому молящийся называет себя грешником и просит о помиловании.

Приверженцы исихазма относят Иисусову молитву к эзотерическому течению, при котором молитвенные слова, произносимые мысленно, называются умным деланием, тайной молитвой или трезвением ума. Поэтому не стоит путать святые слова с йогой и восточными практиками.

Условия, при которых молитва услышана Богом

По словам Исайи Отшельника, смирение является необходимым условием для того, чтобы Господь слышал молитвенные воззвания с земли. Только в искренней чистоте побуждений, без всякого самооправдания, человек, без страха, с глубочайшим доверием, отдает на суд Божий все свои прегрешения, понимая, что самостоятельно он ничего не может сделать для Творца.

Задача всего христианства — непрестанно стоять в покаянии, благодаря Создателя за великую милость быть прощенными через принятие жертвы Христа, Сына Божьего, Его Отец послал на смерть из-за любви к человеку, Своему созданию (Иоан. 3:16).

Иисусова молитва предназначена для беспрерывного произношения

Падший и кающийся человек, с плачем изливающий перед Спасителем желания сердца, более приятен оку Богу, чем самоправедник, стоящий в храме часами.

Иоанн Кронштадтский неоднократно подчеркивал, что несколько слов с горячей верой, пусть даже напоминающих некий лепет, но сказанный из глубины сердца, приятен Богу.

Всего несколько слов, сказанных сердцем, наполняют душу особым блаженством, но часто бывает так, что обстоятельства накрывают так, что и сердце молчит, рвется от боли, и молитва не идет из уст.

Иисусова молитва, состоящая из нескольких слов, повторяемая до 1000 раз в день, постепенно наполняет душу спокойствием и уверенностью, что Спаситель рядом, Он выведет из проблемы.

Фарисейство и законничество — основные препятствия для достижения просимого у Господа, только осознав свою беспомощность и силу Творца, можно надеяться на помощь с Небес.

Бессмысленно читать Иисусову молитву 1000 раз в день, если человек не возненавидит свои грехи и не примет решение их оставить. Нельзя сегодня каяться, а завтра грешить.Важно! Раскаяние в своих грехах — действие, во время которого нужно простить обижающего и попросить прощение у обиженного, перестать злословить и раскаяться от оккультных действий, благословлять врагов и помогать нуждающимся.

Всего несколько слов, и какая открывается глубина, если молиться искренне. А не играть в христианские игры. Господь смотрит на сердце, порой достаточно произвести: «Господи, помилуй», и полетело воззвание к Творцу, Он всегда даст нужный ответ.

Читайте также:  Почему, когда читаешь молитву, начинаешь зевать?

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовойсвященники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.

7 советов о том, как правильно читать Иисусову молитву

Как правильно молиться, знает, увы, далеко не каждый. Вот основные моменты:

Первый совет. Стараться. Молитва — это определённое усилие, труд. Она не всегда даётся легко. Часто есть искушение заняться чем-то интереснее и проще. Молитва — это дисциплина, нужно себя к ней приучать и не давать поблажек.

Но в то же время молитва — это не то, что делают из-под палки. Полезнее пять минут искренней молитвы, чем пять часов её имитации. Найти грань между первым и вторым — задача верующего человека.

Второй совет. Стоит определить время для молитвы. Это тоже очень важно, ведь просто надеяться на то, что выпадут свободные полчаса, не стоит. В молитве не полагаются на случай. Время для неё назначают. Ииусову молитву рекомендует читать по 15 минут с утра и вечером.

Совет третий. Упор на качество. Иисусова молитва — это упражнение, которое учит контролировать ум. А потому важно делать усилие именно в этом направлении. Лучше сделать меньше, но качественно.Иисусова молитва — это лишь инструмент, она не заменит праведной жизни.

Четвертый совет. Не стоит гордиться результатом молитвы. Это не заслуга, а лишь возвращение человека в исходное духовное состояние. Одухотворенность должна быть не только после молитвы, но и всю жизнь. Если её нет, то ещё есть, над чем работать.

Пятый. Ииусову молитву можно читать в любом удобном месте. Она коротка, в том её особая ценность. В транспорте, очереди — где угодно можно прошептать молитву, чтобы вспомнить о Боге, о том, что Всевышний рядом.

Совет шестой. Подкреплять эффект от Иисусовой молитвы можно при помощи акафиста Иисусу Сладчайшему. Читать его рекомендуют 3 раза в неделю.

Седьмой совет. Нужны поступки. Молитва — ещё не залог духовной жизни. Какой бы ни была сила Иисусовой молитвы, она нуждается в подкреплении реальными делами. Нужно вести чистую, праведную и благородную жизнь.

Тогда это действительно духовный путь с результатом. В противном случае, молитва остаётся лишь упражнением для ума, но не общением с Высшими силами.

Под защитой Божьей

В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.

Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.

Священники советуют, перед тем какчитать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.

И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.

Опасности «сердечной» молитвы

Прп. Амвросий Оптинский:Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной. Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других.

Свт. Феофан Затворник:Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя эту молитву, не отступают от каких-либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца…

Свт. Игнатий (Брянчанинов):Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями… Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.  Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести!Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Иоанн (Алексеев), схиигум.:Молитва имеет три названия: устная, умная и умно-сердечная. Устная читается языком, когда находишься одна – вслух, а при других молча. Умная молитва произносится одним умом. Умно-сердечная молитва – соединенными умом и сердцем; и к этой молитве не стремись, она к твоей жизни не идет. Такая молитва требует уединения, и без уединения она не может быть, и уединение без молитвы тоже не может быть. Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде – тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.

Православная Иисусова молитва для мирян

Иногда встречается мнение, что Иисусова молитва должна читаться только монахами. Для мирян ее чтение бесполезно. На самом деле это не так. Эта молитва должна всегда присутствовать в молитвенной практике мирян, как вспомогательное молитвенное средство общения с Богом. При этом ценность этой молитвы заключается в ее краткости.

Известно, что мирянам приходится много времени проводить в общественном транспорте, на прогулках, в очередях, в домашних заботах. И это время нужно проводить не зря, а именно творить Иисусову молитву, которая имеет и краткую, и длинную форму. Эта молитва относится к покаянным. Поэтому, если ее читать с сердечным вниманием, искренне и постоянно, то она очистит от многих прегрешений даже людей с невысокой моральностью.

История возникновения молитвы

Традиция включать в молитву слова, с помощью которых происходит обращение к Господу и Спасителю людей Иисусу Христу, уходит корнями в евангельские времена. Когда Христос ходил по земле, рассказывая о своем учении, то многие люди обращались к нему с собственными просьбами. И только ученики Иисуса Христа понимали действенность такого словесного обращения.Советуем к прочтению:  Молитвы Архангелам на каждый день недели

То есть, уже первые христиане призывали к имени Христа, как в частной молитве, так и в церковной. Считается, что молитва, которую сейчас называют Иисусовой, оформилась во времена, когда последователи Христа стали уходить для моления в пустыню. Именно в таком уединенном месте призыв к имени Божьему стал для них жизненной необходимостью. Современный текст Иисусовой молитвы записал впервые на Крите православный Святой Григорий Синаит.

Как часто стоит читать молитву?

При чтении в церкви Иисусова молитва ограничивается определенным количеством раз в зависимости от вида проводимого богослужения. Но при самостоятельном чтении каждый верующий решает самостоятельно, сколько раз нужно произнести молитвенный текст, прислушиваясь к своему подсознанию и к внутренним ощущениям. Если в душе разливается спокойствие и появляется радость, все мелкое и незначительное в окружавшем мире отходит на второй план, значит, Иисусова молитва была прочитана достаточное количество раз.

Читайте также:  Как читают Акафист Святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому? Житие Святого Николая Японского и иконография, о чем просят и тексты молитв

Особенностью Иисусовой молитвы является то, что она открывает новые возможности в вере. Это позволяет верующему подняться по ступеням и приблизится к истинному пониманию Бога. Только очень важно при этом проговаривать молитвенный текст в полной концентрации внимания на своем духовном мире.

Можно ли читать ее по четкам?

Иисусову молитву рекомендуется читать по четкам. Это позволяет создать надежный молитвенный щит. В некоторых случаях священнослужители рекомендуют проговаривать молитвенные слова по четкам, пока не возникнет ощущение, что молитва твориться самостоятельно без внутреннего принуждения. Именно это указывает на то, что создан защитный барьер.

Важно эти четки всегда носить с собой. Они будут напоминанием о том, что нужно молиться. Прежде, чем начинать молиться по четкам, нужно попросить у священника благословение. Именно он подскажет сколько раз нужно проговаривать текст Иисусовой молитвы.

Помогает ли в защите от порчи и зла?

Иисусова молитва – это самый верный способ избавления от порчи и колдовства. Но только для этого нужно использовать длинный вариант молитвы.

Кроме того, при чтении молитвы следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Молитву нужно обязательно выучить наизусть, чтобы ни в коем случае не путаться при перечислении имен Святых. Слова должны исходить из глубины души, поэтому нужно понимать, о чем вы просите Бога. Для этого следует познакомиться с теми Святыми, которые упоминаются в молитве;
  • Если по какой-то причине не удается выучить текст Иисусовой молитвы, то его допускается переписать на белый лист и прочитать;
  • Молитвенные фразы необходимо проговаривать четко и уверенно;
  • Важно читать Иисусову молитву в полном уединении, позаботившись о том, чтобы не возникло никаких внешних проблем.

Слушать и читать 100 раз в день

Для того чтобы избавится от внешнего негатива рекомендуется слушать или читать Иисусову молитву не менее 100 раз в день. При молении для правильного настроя лучше использовать четки. Необходимо понимать, что снятие порчи или сглаза требует длительного времени.

Как правило, первые положительные результаты становятся видны только через месяц. Причем ни одного дня пропускать нельзя, молитва должна твориться ежедневно.

Псалом 26 – защитная молитва

Вместе с Иисусовой молитвой может читаться псалом 26. Это очень мощное защитное обращение к Богу. В таком сочетании молитвы могут очень быстро снять порчу и поставить надежную защиту на будущее. Молиться можно как на старославянском языке, так и использовать переведенные тексты.

Псалом 26 звучит следующим образом:«Господь Всевышний, Спаситель мой, Просветитель мой: кого я страшусь? Господь Всемогущий, Ты надежный защитник всей жизни моей: кого я убоюсь? Когда приблизятся ко мне страшные злодеи, чтобы навредить плоти моей, когда попытаются враги мои и оскорбители мои зло принести мне, то от него они сами падут. Если выступит против меня целый полк, не дрогнет от страха сердце мое, а если поднимут на меня оружие мои враги, то только на Бога я уповать буду. Только одного я попрошу у Господа Всевышнего: чтобы даровал он мне жизнь в доме Господнем спокойную и радостную, чтобы созерцал я постоянно красоту Господню и посещал храм святой Его. Ибо я знаю, что он сокроет меня под покровом Своим в день несчастий и бедствий моих. И в момент спасения моего он возвысит голову мою над недругами моими, я воскликну ему хвалу и восклицания. Всю свою жизнь буду петь и воспевать Господа. Услышь, Господи Всемогущий, мольбу мою и помилуй меня. Сердце мое говорит мне: Господа воззову. Прошу не отврати лица Своего от меня и не откажи мне, не отринь меня и не оставь меня, Всемогущий Владыка Небесный, Спаситель Мой! Даже отец мой и мать моя оставят меня, а Господь Бог примет меня. Прошу Тебя, управляй мной, Господи Всевышний, наставь меня в пути моем и на праведную стезю ради победы над врагами моими. Не предай, Господи Всемогущий, отдали от меня притеснителей моих, ибо подвергся я их неправедному нападению. Верю искренне, что увижу блага Господни на земли живых. Уповаю на Господа Всевышнего, мужаюсь и терпением запасаюсь, в бесконечном упоении на Господа. Аминь».
Советуем к прочтению:  Исцеляющие молитвы

Как правильно молиться Иисусу Христу, сыну Божьему

Чтобы Иисусова молитва была эффективной необходимо молиться правильно. Главными препятствиями в этом случае являются рассеянность и бытовая суета. Вряд ли получится научиться Иисусовой молитве, если у человека имеется зависимость от TV или интернета. Не сможет правильно молиться человек, для которого основное времяпровождение связано со слушанием музыки и общением в социальных сетях. Все бытовые увлечения заполняют ум и сердце и при этом не позволяют человеку правильно и целенаправленно обратиться к Богу с молитвой.

Чтобы правильно молиться Иисусу Христу, важно соответственно настроится. Молитва к Господу – это практически медитация. На время молитвенного обращения нужно полностью отрешиться от событий окружающего мира. Только таким образом можно приблизиться к Богу и рассчитывать на эффективное общение.

Чтобы наша молитва была услышана Богом, она должна быть наполнена внутренней энергией человека. Необходимо перед тем как творить молитву, освободить душу от греховных мыслей, злости, ненависти, зависти. Необходимо мысленно попросить прощения у своих близких, а также простить их.

Успех молитвенного обращения зависит от того, насколько вы понимаете разумом произносимый текст. Перед тем, как молиться необходимо понять и прочувствовать каждое молитвенное слово, вникнуть в смысл произносимых фраз и передать знание свое душе.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Боже, будь милостив ко мне, грешному

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Пища души

Каждый веру­ю­щий чело­век хочет молиться. Святой Гри­го­рий Палама гово­рит: сколько чело­ве­че­ских душ в мире, столько и уров­ней и обра­зов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внут­рен­ний опыт, свои пере­жи­ва­ния. А пере­жи­ва­ния у всех разные. Один с дет­ства имеет дух молит­вен­ный, от при­роды, от бла­го­дати Божией — прямо сразу может молиться. Дру­гому нужно боль­шой жиз­нен­ный путь пройти, и только в сере­дине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать малень­кие шаги, пости­гать азы.

Молитва — это пища. Если чело­век жив, он нуж­да­ется в еде. Все-таки мы не раз в день под­креп­ляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуж­да­ется в пище. Но здесь нужно пони­ма­ние, живая потреб­ность напиться живой воды, а не фор­маль­ная сто­рона, не при­вычка, не обряд­ность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начи­на­ется пра­виль­ный строй молитвы. Его сам Бог выстра­и­вает. Потому что ска­зано, что без дей­ствия бла­го­дати мы не можем молиться, даже обра­титься к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апо­столу Павлу, без Духа Свя­того. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обра­щает к Богу Отцу Небес­ному, ко Христу.

У людей, любя­щих молитву, даже внеш­ность меня­ется, будь то миряне или мона­ше­ству­ю­щие. Конечно, внеш­ность — не очень убе­ди­тель­ный фактор, но все равно по чело­веку обычно видно, если он молит­вен­ник.

Молитва — это путь, кото­рый при­во­дит чело­века к Богу. И, если чело­век оста­но­вится на поло­вине пути, он может поте­рять и то, что уже при­об­рел. Молитва вос­пи­ты­вает высо­кое, тонкое бла­го­род­ство. Душа ста­но­вится разум­ной, отсту­пает от грубых стра­стей, про­зре­вает, укреп­ля­ется в вере. Дух Святой дей­ствует и в молитве, и в Свя­щен­ном Писа­нии. Чело­век начи­нает про­зре­вать дивную гар­мо­нию Боже­ствен­ного Слова, Писа­ния. Потому что молитва под­го­тав­ли­вает сердце чело­века, как сосуд, кото­рый потом вме­щает в себя все дары бла­го­дати Свя­того Духа. Без молитвы невоз­можно этого достичь.

Добрый плод молитвы — уми­ре­ние сердца, когда сердце ста­но­вится чистым. А чистым серд­цем чело­век узрит Бога. Чело­век начи­нает в себе видеть дей­ствие стра­стей и дей­ствие бла­го­дати Божией, начи­нает раз­ли­чать, что идет к нему от падших духов. Потом, если чело­век дей­стви­тельно тру­дится не вотще, он начи­нает про­зре­вать суть вещей. Если хри­сти­а­нин про­хо­дит молит­вен­ный путь с рев­но­стью и со сми­ре­нием, ему будут сопут­ство­вать духов­ные плоды.

Читайте также:  Какая есть молитва о сдаче экзамена в гаи: заговор чтобы сдать на права? Молитва чтобы сын сдал экзамен на права

Практика Иисусовой молитвы имеет 6 ступеней

Освоение Иисусовой молитвы имеет несколько ступеней. Их количество и описание различаются. Например, вот версия подвижника Антония (Голынского):
Подвижник Антоний Голынский — автор наставлений для практиков Иисусовой молитвы

  1. Словесная молитва. Чтение молитвы вслух.
  2. Умственная молитва. Требует определённых усилий, чтобы контролировать ум.
  3. Умственная и сердечная молитва. Не только ум сосредоточен на молитве, но и сердце отзывается на её слова.
  4. Умственно-сердечная молитва, движимая Святым Духом. Она читается без остановки постоянно.
  5. Чистая умно-сердечная молитва. Она свободна от любых помыслов.
  6. Молитва зрительная. Верующий может созерцать Божественные тайны.

6 ступенейИиусовой молитвы выделял подвижник Антоний Голынский

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой?Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Делание Иисусовой молитвыдопускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Как правильно молиться Иисусовой молитвой

Весь секрет в том, что нет правил для общения со Спасителем. Можно найти правила молитвенного общения, наподобие того, что сядьте на низкий стульчик, склонитесь на колени, начните правильно дышать и так далее.

Молитвенное воззвание к Иисусу нельзя контролировать разумом, оно либо живет в человеке, либо нет.

В православии Иисусова молитва может «мысленно» читаться перед входом в храм

Есть немало примеров, когда люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, начинали произносить молитвенные слова по состоянию сердца, не зная, что это Иисусова молитва, и приходило нужное решение проблемы.

Российский подвижник Дорофей сказал, что простыми молитвенными словами можно молиться везде и всегда, главное, самому слышать то, что говоришь. Нельзя уповать только на себя, свое знание и понимание, главное, доверить ситуацию Духу Святому.

При постоянном произношении священных слов человека буквально накрывает покаянием, когда общение с Богом превращается в круглосуточную необходимость. Осознание своей греховности и слабая воля оставить свои грехи лежать в основе молитвы к Иисусу, цель которой — очиститься от всего грешного, примириться с людьми и Богом, чтобы пребывать в постоянном общении с Господом.

Часто можно слышать, что Иисусова молитва доступна только для духовенства, и обычные миряне ее читать не имеют права.

В ответах оптинских старцев имеется ответ на этот вопрос. Если молитва — это разговор с Богом, то не может быть никаких запретов на ее чтение, ибо в личном общении с Господом провозглашается вера в Спасителя, что и есть сущность всего христианства.

Простое произношение заученных молитвенных слов является заклинанием, а это грех, только в раскаянное сердце, признающее грехи и наполненное раскаянием, приходит милость и дарование спасения.

Иску­ше­ния

Когда чело­век дей­стви­тельно полю­бит молитву, когда его дух воз­го­рится, тогда, по учению свя­ти­теля Игна­тия, Иису­сова молитва начнет пере­хо­дить из сло­вес­ной формы в сер­деч­ную. А сер­деч­ная молитва, если будет при­но­ситься со вни­ма­нием, начнет захва­ты­вать и умные сферы души. Таким только обра­зом умно-сер­деч­ная молитва может стать доступ­ной для совре­мен­ных хри­стиан, цели­ком посвя­тив­ших себя Богу. Свя­щен­ники, монахи, бла­го­че­сти­вые миряне, кото­рые уда­лены от повсе­днев­ных забот и печа­лей, могут взять этот Боже­ствен­ный дар и с поль­зой для души совер­шать умно-сер­деч­ную молитву.

Начать я реко­мен­дую так: отстра­ниться от обыч­ной суеты — от радио, теле­ви­зора, уеди­ниться в спо­кой­ном месте, где можно молит­венно настро­иться. Если со вре­ме­нем у вас нач­нется серьез­ное заня­тие Иису­со­вой молит­вой, необ­хо­димо искать тех людей, кото­рые опытно прошли этот путь, и с ними обсуж­дать все свои состо­я­ния.

Начи­на­ю­щему нужен помощ­ник. Потому что актив­ность духа воз­дей­ствует и на душу, и на пси­хи­че­ское состо­я­ние, и на нерв­ную систему. Она про­буж­дает в душе много таких дви­же­ний, кото­рых, может быть, и не было раньше. Когда чело­век посто­янно творит умную молитву, в нем начи­нает про­буж­даться сокро­вен­ное, с чем чело­век в своей прак­тике, воз­можно, и не стал­ки­вался.

Есть такой закон в физи­че­ском мире — чем мощнее и чем больше какое-то энер­ге­ти­че­ское дви­же­ние, тем больше в него вовле­ка­ются окру­жа­ю­щие сферы. Так же и молитва Иису­сова. Если делать ее с каким-то уси­лием, с каким-то напря­же­нием, то она может про­бу­дить очень много из чув­ствен­ного мира и из мира вооб­ра­же­ния, осо­бенно если мы не имеем пока­ян­ного чув­ства. Весь нега­тив, кото­рый пока сокрыт, придет в дви­же­ние и может пагубно повли­ять на душев­ное состо­я­ние чело­века.

Опре­де­лить, пра­виль­ным ли путем идет чело­век в своем молит­вен­ном дела­нии, можно по плодам. Плодом непра­виль­ной молитвы может стать гор­дыня ума. Чело­век начи­нает делать все напо­каз, ста­ра­ется всем пока­зать, что он долго молится, что он умеет тво­рить Иису­сову молитву.

В Еван­ге­лии ска­зано: если хочешь Богу при­не­сти сер­деч­ную молитву, «…вниди в клеть твою, и затво­рив двери твоя, помо­лись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз­даст тебе яве» ( Мф.6:6 ). Если чело­век не войдет в свою внут­рен­нюю клеть со сми­ре­нием, с глу­бо­кой верою, с пока­ян­ным чув­ством, со вни­ма­нием, то это заня­тие выльется у него или в фари­сей­ство, или в гордое само­утвер­жде­ние.

Часто в такой ситу­а­ции у людей начи­на­ется нерв­ное рас­строй­ство, замет­ное со сто­роны, — нерв­ные резкие дви­же­ния, воз­бу­ди­мость, жела­ние что-то дока­зать, поспо­рить. Это тоже пока­зы­вает, что чело­век непра­вильно творит молитву.

Нельзя всту­пать в духов­ный мир без рас­суж­де­ния. Каждый шаг должен быть про­ве­рен и духом Еван­ге­лия, и духом запо­ве­дей Гос­под­них, тра­ди­цией и уче­нием Церкви, мыс­лями святых отцов. У чело­века должно быть ясное состо­я­ние разума, чтобы он видел пра­виль­ные и ложные пути.

Как правильно читать молитву: Иисусову молитву?

Молитва сильна и могущественна; молись и делай, что ты хочешь, и молитва возведет тебя к правильному и праведному деланию. Молись, и мысли все, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою. Нужно тебе читать устную Иисусову молитву при всяком деле, и на всяком месте, стараясь возбудить в себе глубокие покаянные чувства; видеть свою греховную вину перед Богом, а между людьми считать себя худшим, и ко всем сострадательным быть. Истинное достоинство человека состоит в том, чтобы и при великих делах своих иметь о себе смиренное мнение, всех покрывать любовью, а наиболее желанием бедных, нищих, угнетенных». Иисусова молитва для мирянина. Занятия Иисусовой молитвой мирянина, существенно различаются от делания монаха, и ему недосягаемы и порой даже не понятны, способы молитв, творимых исихастом. Здесь Иисусова молитва механическая – молитва произносится вслух или «про себя», накладывается крестное знамение, совершаются поклоны. Молитвы совершают обычно с применением четок. Назначение четок – прерывание помыслов во время молитвы. Считать молитвы не нужно, четки не для счета, счет — это дело совсем другое. Читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам. в) рассматривание помыслов.

Источники:

Лучшие материалы по теме: