ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Кто такой преподобный Арсений Коневский (обретение мощей)? Арсений Коневский, о чем молятся?

Кто такой преподобный Арсений Коневский (обретение мощей)? Арсений Коневский, о чем молятся?

Житие преподобного Арсения Коневского

Арсений Коневский принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы монастыре в годы игуменства там Евфимия, впоследствии святителя, архиепископа Новгородского. Прожив в обители 11 лет, Арсений Коневский вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон, где провел 3 года. Сначала Арсений Коневский трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле Арсения Коневского, он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды.

Святой посетил многие афонские монастыри, для которых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, Арсений Коневский получил от игумена Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресвятой Богородицы, на обороте которой был написан Нерукотворный образ Спасителя.

В 1393 году Арсений Коневский вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиепископа Иоанна II отправился в плавание по реке Волхов на озеро Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания монастыря. Известно, что Арсений побывал на Валааме, но, увидев, что в монастыре многолюдно, покинул его. Достигнув острова Коневец, Арсений решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в которой находился он с учениками, обратно. Арсений Коневский высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX веке здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом Арсений переселился в бухту, которая после посещения монастыря Новгородским архиепископом Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 году, стала называться Владычной Лахтой. Здесь около 1393 года и возник монастырь, в 1398 году в обители построили церковь в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития преподобного Арсения говорится, что через год после поселения Арсения на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игуменом Силой звать Арсения на Валаам, но он не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец. Первоначально Коневский монастырь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец монастыря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни Арсения Коневского для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все Арсению, и тот повелел келарю устроить в монастыре общую трапезу и ничего по кельям не держать. Арсений изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, которому язычники приносили жертвы. После того как Арсений вместе с монастырским священником окропил камень святой водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам. После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, Арсений благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в конце XIX века. На первоначальном месте монастырь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.

Арсений Коневский вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок монастыря Иоаким молился в лесу Пресвятой Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный Арсений скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл Арсений, доставив на 2 кораблях «множество потребных». Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впоследствии там поставили крест, в XIX веке устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из монастыря.

Еще при жизни Арсения игуменом Коневской обители стал Иоанн. Умирая, Арсений Коневский завещал братии монастыря хранить Устав Святой горы, «трапезу держати равну». Преставился Арсений в 1447 году. Он был погребен на паперти церкви в честь Рождества Богородицы, впоследствии над местом его погребения был устроен придел во имя преподобного Онуфрия Великого.

Коневская икона Божией Матери. Арсений Коневский.

Чудотворный список Коневской иконы Божией Матери находится в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре на острове Коневец.

История этой чудотворной иконы Божьей Матери связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро,. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря — конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы — 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого — Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы. Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, избрав путь иноческого служения Богу. На Лисьей горе он принимает монашество — ангельский образ. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину, и, получив благословение новгородского Святителя Иоанна, отправляется по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы. В фильме звучит музыка византийского композитора Иоанна Кукузеля (около 1280 — 1360)

.
Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами — покровителями острова жертва принята. «И доселе, — говорил рыбак, — духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божьей Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Коневской»

Читайте также:  Какие сильные молитвы матери о сыне от пьянства? Что делать, если сын пьет. Советы для матерей

Пред иконой Пресвятой Богродицы «Коневская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, выну приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава возвратившему от Новаграда, слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Как вести себя в день Ангела

Когда наступает этот светлый праздник, в домашнем иконостасе нужно украсить икону святого Арсения. В этот день нужно посетить утреннюю службу в храме, заказать молебен святому Арсению. Принять участие в Божественной Литургии, поставить свечи и по возможности исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Можно этот день в домашней обстановке провести в молитвах к святому Арсению. Поблагодарить за помощь, и если есть нужда в помощи, попросить ее. В удобное время пригласить близких людей, накрыть стол и совершить праздничную трапезу. Поговорить о житии святого Арсения, о его подвиге и о том, что он сделал для людей. Подарки для именинника подбирают с религиозной тематикой.

Преподобный Арсений, Коневецкий чудотворец

Преподобный Арсений Коневский

В «великое море Нево» — так в древности называли Ладожское озеро — вышла небольшая парусная ладья. Управлял ей в одиночку инок Арсений. Он был опытным путешественником. За свою жизнь монах повидал немало дорог и водных путей. Уроженец Великого Новгорода, инок Арсений только вернулся с Афона, где прожил несколько лет, и теперь стремился на север. Он вез с собой благословение со Святой Горы — икону Божьей Матери. Арсений искал уединённое место для иноческой жизни и добрался до пустынного острова Коневец.

Инок стремился уйти еще дальше на Север. Арсений дважды пытался продолжить свое плавание, но каждый раз на Ладожском озере внезапно начиналась буря, и ладью Арсения прибивало обратно к острову. Инок увидел в этом указание Божье, и решил остаться. Так в 1393-м году на маленьком безлюдном острове Коневец посреди Ладоги зародилась монашеская жизнь.

Инок Арсений положил начало Коневскому монастырю. Эта обитель сыграла большую роль в христианской миссии среди местного населения. Карелы приняли крещение еще в 13-м веке, но даже спустя полтора столетия не все расставались с поверьями язычества. Остров Коневец, расположенный очень близко от побережья Ладоги, карелы издревле использовали как летнее пастбище для лошадей и приносили здесь языческие жертвы. Они верили, что скот их остается здесь целым и невредимым оттого, что его берегут духи, живущие под огромным камнем в глубине острова и оставляли ежегодно в дар духам лошадь.

В конце 14-го века инок Арсений, возможно, застал еще обычай жертвоприношений, которые карелы совершали у гранитного валуна — Конь-камня. Как повествует житие преподобного Арсения, инок нашёл это место «пуще дремучего леса бесовским ужасом окруженным». По преданию, Арсений провел ночь в молитве на Конь-Камне, под утро совершил крестный ход вокруг валуна с афонской «Святогорской» иконой Богородицы и окропил его святой водой. Позднее на вершине Конь-камня была построена часовня, которая сохранилась на этом месте до наших дней.

Инок Арсений прожил на острове Коневец в совершенном уединении около трёх лет. Он снискал славу подвижника, к нему начали приходить ученики, и вскоре был учреждён Рождество-Богородичный мужской монастырь. Преподобный Арсений и его братия были призваны врачевать следы языческих обрядов и суеверий в среде карел и формировать истинно христианское мировоззрение.

Арсений стал первым игуменом Коневской обители. Со временем монашеская братия росла численностью, а остров Коневец покрывался церковными строениями и кельями. На Коневце появилась и Святая гора — как воспоминание об Афоне, откуда преподобный Арсений принес устав своей обители и «Святогорскую» икону Божьей Матери.

Преподобный Арсений сумел превратить языческий остров Коневец в обитель святости и истины. Основанный им Коневский Рождество-Богородицкий монастырь стал одним из форпостов православия.

О чем просят у святого

Перед ликом чаще всего склоняют голову те, кто жаждет отпущения грехов, постижения смирения, возвращения утраченной веры. Святой помогает убогим и заблудшим. Он благословляет, наставляет, показывает истинный смысл. Святой также помогает в делах. Поддерживает тех, кто стремится жить с соблюдением праведных принципов.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Чудеса и почитание преподобного Арсения Коневского

Свидетельства о почитании Арсения Коневского сохранились начиная с XVI века: в 1551 году в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (конца 50-х — 60-е годов XVI века) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 году: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плавания по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил Арсений Коневский, святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели шведское судно и успели скрыться.

Память Арсения Коневского внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сентября, его преставление отмечено под 12 июня. В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сентября.

Мощи Арсения Коневского были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 году. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы, покров на раку святого 1551 года, деревянный ковш, оправленный в серебро, который, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 году, после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в монастырь. Однако вслед за подписанием в 1610 году русско-шведского договора, по которому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий монастырь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле.

Читайте также:  Как произнести заговор чтобы вернуться на прежнее место работы? Чтобы позвали на прежнюю работу заговор сильный. Молитва вернуться на прежнюю работу.

В 1760 году Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому монастырю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий монастырь святыни. 12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 году в нижнем Сретенском храме собора над мощами Арсения Коневского, находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился образ преподобного в рост. В 1843 году ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева.


Коневский Богородицерождественский монастырь

21 августа 1849 года была освящена монастырская церковь во имя Арсения Коневского, устроенная в северо-восточной угловой башне монастыря. Сегодня Коневский монастырь являются действующей обителью РПЦ.Читайте также:  Что такое богадельня? Значение слова


Памятник преподобному Арсению Коневскому на территории Коневского Богородицерождественского монастыря

Обретение мощей преподобного Арсения Коневского

Обретение мощей преподобного Арсения Коневского.

(Воспоминания епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко)

Осенью 1991 года было решено начать сооружение раки преподобного Арсения Коневского и установить ее на прежнем месте. Раку постановили изготовить своими силами, в монастыре, место же нахождения было известно по многочисленным описаниям Коневского монастыря, да и в житии Преподобного есть на него указания. Единственным желанием было обозначить этой символической ракой место погребения Преподобного.

Вскрыли пол в нижней церкви соборного храма, слева от входных дверей, как раз там, где, по описанию, прежде находилась рака. Пол в этом месте был вырезан и заложен досками. Под ними оказалась куча мусора и всякое непотребство. Повсюду явные следы разорения. Трудно передать, что мы там увидели и что тогда почувствовали… Начали расчищать. Почти сразу стали попадаться части от скелета, остатки разбитого гроба. Трудно в это поверить, но из подпольного пространства мы три машины мусора выгребли! Все это вызвало сильные недоумения. Зачем кому-то нужно было сваливать туда разнообразный хлам?

Все началось давно, в конце ХVI века, во время первого нападения шведов — в 1581 году. Тогда в первый раз пришлось братии покинуть остров и вместе со Святогорской иконой Божией Матери на шестнадцать лет переселиться в Деревяницкий монастырь. Мощи преподобного Арсения остались на острове. Они были сокрыты братией под землю, «под спуд». С тех пор братия покидала остров еще два раза, унося с собой чудотворную икону Божией Матери. Один раз — в 1610 году на 108 лет, другой — в 1940 году на 50 лет. Но мощи Преподобного все это время оставались на острове. В 30-х годах ХХ века, когда остров Коневец входил в состав Финляндии, при игумене Маврикии была сделана попытка обнаружить мощи Преподобного. Игумен в сопровождении двух монахов проделали отверстие с наружной стороны собора, где по их расчетам должны были находиться мощи, и проникли в подвальное помещение. Там обнаружили два скелета в истлевших гробах. Посовещавшись, решили, что тот, который подлиннее, принадлежал преподобному Арсению, а поменьше — его ученику Иоанну. Переложили в новые гробы и замуровали отверстие, решив, что обрели мощи Преподобного.

Но сомнения в подлинности мощей оставались. Достоверно известно было лишь то, что игумен Маврикий захоронил в подвальном помещении собора останки двух старцев в двух гробах, изготовленных в 30-х годах ХХ века. Это следовало из воспоминаний одного из участников того перезахоронения.

С самого начала работ на вечерних правилах мы стали читать канон Преподобному, каждое утро — братский молебен, каждую среду вечером — акафист преподобному Арсению. Я приостановил работы по расчистке и подал рапорт митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), на который получил ответ с благословением не останавливаться. Продолжили раскопки.

Работу вели скрупулезно. Просеивали вручную весь мусор, чтобы ни одна частица не пропала. Стали попадаться куски гроба с прекрасно выполненной резьбой и остатками позолоты, старинные оловянные украшения… Наши находки даже на первый взгляд не соответствовали свидетельству игумена Маврикия. Богато выполненная резьба с позолотой на остатках гроба, оловянные украшения — все это явно не могло быть выполнено в период его настоятельства. Но когда мы докопались до склепа, выложенного древними большими обожженными кирпичами шириной около 90 см, на дне которого обнаружили остатки истлевшего покрова, шитого золотом и серебром, наши сомнения сменились уверенностью, что Господь сподобил нас обрести мощи преподобного Арсения. Простых монахов так не хоронят. Склеп оказался глубиной 2,5 м. Прежде он был придавлен сверху большим черным камнем («под спудом»), от которого остались разбросанные по углам куски. На всю глубину склеп был забит мусором. Все лежало вперемешку, а среди мусора — останки покрова, частицы скелета с приставшими золотыми нитями, разбитые части резного гроба.

Экспедиция археологов из Института археологии в 1996 году точно установила, что обнаружена гробница ХVI века. Следовательно, это то самое первое захоронение мощей Преподобного во время нападения шведов в конце ХVI века. А дату осквернения мы определили сами — по газетам, которые были обнаружены в раскопе — это 1961—1962 годы. Таким образом, свидетельство игумена Маврикия об обнаружении им мощей не подтвердилось: никаких признаков двух гробов, изготовленных в 30-х годах ХХ века, ни даже их остатков ни над склепом, ни в самом склепе не было обнаружено. Видимо, игуменом Маврикием было найдено подхоронение двух старцев монастыря намного более позднего времени. Собрали мы все частицы мощей Преподобного и положили в новую раку, которую сделали в монастыре, трижды воскресавшем по молитвам преподобного Арсения: в ХVI, в ХVIII и в конце ХХ века. Сам митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) отслужил молебен у раки Преподобного. Мусор из склепа также захоронили на территории монастыря, так как в нем могли остаться мельчайшие частицы святых мощей. Никаких сомнений в их подлинности уже не было, но, тем не менее, позже у нас появилась возможность провести экспертизу найденных останков на высоком научном уровне. Экспертиза подтвердила подлинность святых мощей для тех людей, кто сомневался тогда или будет сомневаться потом. Такие всегда найдутся, особенно при оскудении веры и благочестия, которое мы сейчас наблюдаем.

Для раки было изготовлено два покрова. Один вышивала гречанка из Швеции, второй лицевым шитьем вышивали петербурженки, стараясь сделать его похожим на покров 1551 года, который хранится в Православном церковном музее г. Куопио, в Финляндии. Лик Преподобного на вышитом ими покрове получился похожим.

Так милостью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы были обретены мощи преподобного Арсения, Коневского чудотворца.

В 1998 году к празднику преподобного Арсения Коневского в Санкт-Петербурге была вручную вырезана новая рака из красного дерева. Ее крышка является точной копией крышки серебряной раки, хранящейся в музее в Куопио. Пока монастырь не располагает средствами, чтобы сделать новую раку из серебра, поэтому было выбрано дорогое красное дерево, чтобы рака Преподобного напоминала ту, что была сделана в 1817 году.

В 2008 году над ракой была поставлена резная деревянная сень, повторяющая старую сень, которая украшала раку в былые времена.

Преподобне отче Арсение, моли Бога о нас!Читайте также:  Икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская»

Епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко)

Значение в православии

О Великом Арсении ходят легенды. Современники писали, что его молитва была способна расколоть камень. Для последователей и почитателей преподобный остается примером незыблемой и могучей веры, а также способности человека отказаться от многого ради постижения смысла жития.

Как определить свой день Ангела

По церковному уставу новорожденного ребенка нужно принести в храм на сороковой день для того, чтобы провести таинство Крещения. В этот же день младенца нарекают именем. Какого святого чтит церковь в этот день, так и именовали новокрещенного.

Если мальчик рожден 21 мая то, несомненно, его нужно назвать по святцам, в честь святого Арсения Великого. Получалось, что день Крещения и именины совпадали и отмечались в один день. И не было разницы, как называть это событие.

В настоящее время младенцу сначала дают имя, а затем производят таинство Крещения. Выбирают ближайший день памяти святого, в честь которого нарекли человека и считают его именинами. День Ангела и день памяти в данном случае не совпадают и празднуются в разные дни.

При проведении таинства Крещения в церкви выдают свидетельство, в котором указана дата таинства. Это и есть день Ангела.

Ну а если такого документа нет, и близкие не помнят дату крещения человека, то можно выбрать близкий ко дню рождения день памяти святого с именем Арсений. Именины можно праздновать в этот день.

Тропарь и кондак преподобному Арсению Коневскому

Тропарь, глас 8.

Читайте также:  Монастырский приворот, что это? Церковное любовное привораживание молитвой

О! тебе отче Арсение, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Арсение, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Арсений Коневский, дата памяти 25 июня

Он родился в Великом Новгороде. О родителях его ничего неизвестно. Еще в отрочестве он решил посвятить себя Господу. Поступить в монастырь он смог лишь в 1373 году. Здесь прожил он 11 лет, считаясь братией образцом иноческой жизни. Но сам Арсений так не считал и стремился к более усиленной молитве, для этого он отправляется на Афон, где он исполнял все существующие послушания. Лучше всего у него получалось ковать сосуды, слава о рукоделии святого распространилась далеко за пределы святогорской обители. Так прошло три года. Настала пора возвращаться на родину. Игумен монастыря благословил его иконой Божией Матери, которая теперь известна всем, как Коневская.

Далее Арсений стал подвизаться на Валааме. В своей молитве, он обращался к Богу с призванием, чтобы Он указал место, где можно построить новый монастырь. Однажды, когда святой был в море, штормом его отнесло к острову Коневец. Оно находится на Ладожском озере. Именно здесь он и стал подвизаться, установил крест, воздвиг небольшую часовенку. Жизнь в суровых северных условиях была тяжелой, но он не оставлял молитвы. Раньше на острове жители с берега пасли лошадей, они думали, что их здесь охраняют духи, которые живут под камнем. Каждую осень они, в знак благодарности, оставляли у камня по одной лошади. От голода животное погибало, а люди думали, что его приняли духи. Преподобный в скором времени узнал о таком языческом поведении жителей. Для развенчания этого мифа, святой окропил камень водой, помолился, и духи отлетели в виде воронов.Икона преподобного Арсения Коневского

5 лет он подвизался в скиту, показывая суеверным людям, что эти духи ничтожны перед молитвой и верой Христовой. В 1398 году здесь был основан монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Так в трудах и попечениях о своей обители прошли годы жизни преподобного Арсения. 65 лет провел он в служении Господу. В момент своего исхода, он обещал братии, что и в жизни вечной не оставит этот монастырь. Преподобный Арсений считается покровителем моряков.

Творческое наследие

Арсений трактовал Евангелие от Луки, писал тексты служб. Подвижничество преподобного было смыслом его жизни. Проповеди, которые составлены в годы, когда он жил один, до сих пор используются священнослужителями. Трактовка спорных мест Евангелия Арсением признана одной из самых мудрых.

Преподобный Арсений Коневский

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Ко­нев­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он был ре­мес­лен­ни­ком, ков­цом по ме­ди. В 1373 го­ду по­сту­пил в Нов­го­род­ский Ли­сиц­кий мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ар­се­ний.

Один­на­дцать лет про­жил мо­ло­дой инок в оби­те­ли, про­хо­дя раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Стре­мясь к еще бо­лее вы­со­ким ду­хов­ным по­дви­гам, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В од­ном из афон­ских мо­на­сты­рей он был 3 го­да, за­ни­ма­ясь из­го­тов­ле­ни­ем по­су­ды из ме­ди для афон­ских мо­на­хов; мно­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­свя­щал мо­лит­ве.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя воз­вра­ще­ния на Русь, игу­мен Иоанн бла­го­сло­вил его ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, впо­след­ствии по­лу­чив­шей на­име­но­ва­ние Ко­нев­ской, и пе­ре­дал по­движ­ни­ку об­ще­жи­тель­ный устав. Даль­ней­ший по­двиг пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­хо­дил на Ва­ла­а­ме. Ча­сто взы­вал инок ко Гос­по­ду, мо­лит­вен­но про­сил он ука­зать ме­сто для устро­е­ния но­вой оби­те­ли. И од­на­жды, ко­гда он на­хо­дил­ся в мо­ре, слу­чив­ша­я­ся бу­ря при­нес­ла его к ост­ро­ву Ко­не­вец, что на Ла­дож­ском озе­ре. Здесь по про­мыс­лу Бо­жию пре­по­доб­ный Ар­се­нии по­ста­вил крест и, остав­шись для по­дви­гов, по­стро­ил ча­сов­ню в 1393 го­ду. По­сле пя­ти­лет­не­го по­дви­га в ски­ту пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­об­ра­зо­вал его в 1398 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на (1389–1415) в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, где по­стро­ил храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Впо­след­ствии, при ар­хи­епи­ско­пе Си­меоне (1416–1421), угод­ник Бо­жий вновь по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон, где ис­про­сил мо­литв и бла­го­сло­ве­ния для сво­ей оби­те­ли.

Остав­ши­е­ся без игу­ме­на бра­тия мо­на­сты­ря ста­ли пре­тер­пе­вать раз­лич­ные ли­ше­ния и хо­те­ли разой­тись. Но жив­ший непо­да­ле­ку ста­рец Иоанн по­сто­ян­но мо­лил­ся о них на вер­шине ост­ро­ва. Ма­терь Бо­жия яви­лась ему в сон­ном ви­де­нии и уте­ши­ла: «Ска­жи се­ту­ю­щим бра­ти­ям, что Ар­се­ний ско­ро до­ста­вит им вся­кое про­до­воль­ствие».

Дей­стви­тель­но, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ско­ро воз­вра­тил­ся и при­вез все необ­хо­ди­мое. В 1421 го­ду по­сле раз­ли­ва Ла­дож­ско­го озе­ра бра­тия вы­нуж­де­ны бы­ли пе­рей­ти на но­вое ме­сто на том же ост­ро­ве. Под муд­рым ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ар­се­ния оби­тель вновь ду­хов­но про­цве­ла. Нов­го­род­ские ар­хи­ереи не остав­ля­ли ино­ков оби­те­ли без сво­ей по­мо­щи.

Осо­бое усер­дие про­явил свя­ти­тель Ев­фи­мий II (1434–1458). В 1446 го­ду он по­се­тил оби­тель и, кро­ме щед­рых по­жерт­во­ва­ний, по­да­рил пре­по­доб­но­му Ар­се­нию свой кло­бук. Так, «еван­гель­ски под­ви­за­ясь», свя­той Ар­се­ний 12 июня 1447 го­да «воз­шел к гор­не­му тор­же­ству» на ру­ках лю­бя­щей бра­тии и был по­гре­бен в мо­на­стыр­ском хра­ме.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель мо­ря­ков. Так, од­на­жды он спас от ги­бе­ли стар­ца Мо­и­сея с ры­ба­ка­ми. За­стиг­ну­тые бу­рей, ры­ба­ки мо­ли­лись Гос­по­ду; явив­ший­ся свя­той осе­нил их ман­ти­ей, и лод­ка бла­го­по­луч­но при­ста­ла к бе­ре­гу. Жи­тие пре­по­доб­но­го Ар­се­ния бы­ло на­пи­са­но в XVI ве­ке Ко­нев­ским игу­ме­ном Вар­ла­а­мом. В 1850 го­ду жи­тие бы­ло из­да­но вме­сте со служ­бой и по­хваль­ным сло­вом.

Тропарь

глас 4

Духом Божиим наставляемый,/ возлюбил еси безмолвие,/ в немже евангельски подвизающуся,/ пречудный Афонский дар -/ Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне,/ и, образ добродетелей быв стаду твоему,/ Арсение отче наш,/ к Горнему торжеству возшел еси,/ идеже со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак

глас 8

Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобне,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Молитва

О всеблаженне и Богоносе Арсение, отче наш! Сый во славе Небеснаго Царя Христа Бога, предстоя Престолу Его со всеми Его святыми, не презри нас, долу сущих, грешных и недостойных, со слезами тебе молящихся, но приими сердечное стенание и бренных устен моление сие наше. Тебе бо вси молимся, о преподобне отче, и тебе умиленно просим: буди о нас ходатай и молитвенник теплейший ко Всеблагому Богу Моли благость Его, еже спасти нас от прегрешений наших, имиже весть судьбами. Молися щедротам Его, еже подавати щедро всему миру потребная. Молися Дающему всем мир низпослати мир церквам, собирая расточенныя воедино, сохранити землю Русскую в мире и тишине, и всем верным в доме, и на пути, и на мори, и повсюду дни благи и безмятежны даровати; благословити труды отцев и братии наших и простити всех согрешения вольная и невольная, яко да сподобимся и мы, грешнии, вкупе с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа в безконечныя веки. Аминь.

Преподобный Арсений Коневский. Иконы

Наиболее ранним сохранившимся изображением преподобного Арсения Коневского является шитый покров 1551 года на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым. Арсений Коневский представлен в полный рост, прямолично, в иноческом облачении, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря».


Преподобный Арсений Коневский. Шитый покров. 1551 год. Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия

К иконографии древнего надгробного образа, вероятно, восходят поясные прямоличные изображения Арсения Коневского, получившие распространение в XVIII-XIX веках: местные иконы первой четверти XIX века из иконостасов храмов Коневецкого монастыря и пядничные иконы. Другой тип изображения преподобного Арсения Коневского сложился в конце XVIII — начале XIX веков, одновременно с появлением новой редакции жития Арсения Коневского: преподобный представлен на фоне вновь отстроенного каменного монастыря в молении Коневской иконе Пресвятой Богородицы, в рост, в иноческих одеждах, правой рукой он указывает на монастырь, в левой руке держит развернутый свиток, обычно с текстом: «Братие возлюбим Бога и друг друга якоже заповедано нам».


Преподобный Арсений Коневский. Первая четверть XIX века. СПб, ГИМ

В иконописных подлинниках облик Арсения Коневского обычно уподоблялся внешности преподобных Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Ефрема Сирина.Читайте также:  Житие преподобного Николы Святоши


Преподобный Арсений Коневский. Современная икона

Источники:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: