ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Кто такой Прокопий Устюжский? Житие святого Прокопия Устюжского и в чем помогает чудотворец, молитвы? Святой Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Кто такой Прокопий Устюжский? Житие святого Прокопия Устюжского и в чем помогает чудотворец, молитвы? Святой Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Житие Прокопия Устюжского

В 13 столетии в городе Любек в Восточной Пруссии жил один купец. Звали его Джекобом (Якобом) Потарстом. После смерти отца и в силу некоторых обстоятельств купец решил, что оставаться ему в Любеке опасно. Он собрал все свое добро, погрузил на корабль и отправился в Великий Новгород. В те времена купцы из Любека часто бывали в России.

В Великом Новгороде путешественник из Восточной Пруссии впервые побывал на православном богослужении в местном храме. Ему понравились церковное песнопение и проводимая священнослужителями литургия. Купец решил принять православие и остаться в России.

Он отправился в Хутынский монастырь, расположенный вблизи Великого Новгорода. Игуменом обители в те времена был Варлаам Прокшинич. Все свое добро, согласно легенде, купец пожертвовал монастырю и раздал нищим. Хотя, возможно, его обокрали. В монастыре купец стал зваться Прокопием. Иностранец выучил русский язык, православные молитвы. Прокопий жил в монастыре, ежедневно приходил на службу, помогал монахам по хозяйству.

Вскоре молва о странном человеке, приехавшем из Пруссии и поселившемся в Хутынской обители, разнеслась по всей округе. Новгородцы стали приходить в монастырь, чтобы посмотреть на иностранца. Тогда Прокопий решил уйти из Хутынской обители.

Не имея копейки за душой, вышел чужеземец из монастыря и отправился куда глаза глядят. Прокопий шел по полям и лесам на северо-восток России, спал под открытым небом, питался растительной пищей. Иногда ему встречались люди. Крестьяне давали Прокопию хлеба. Правда, были и такие люди, которые смеялись над нищим и даже били его.

Вскоре Провидение привело Прокопия в Великий Устюг. Местные жители сразу заметили появление в своем городе нищего, плохо говорящего на русском языке. Над Прокопием стали смеяться, некоторые горожане даже били его. Нищий не обижался на местных жителей. Ежедневно он приходил в храм Успения Пресвятой Богородицы, молился Богу. Остаток дня Прокопий скитался по городу, выпрашивал еду, правда, у богачей ничего не брал. Ночевал, где придется: летом — на траве под деревом, зимой — на теплой куче навоза.

В России купец из Восточной Пруссии в статусе нищего и юродивого прожил около 60 лет. Блаженный иностранец ничего не требовал от людей. Он был счастлив, что может молиться Богу и посещать церковные богослужения. За свое бескорыстие и чистоту души Прокопий получил от Господа дар предвидения. Он предрек жителям Великого Устюга страшное стихийное бедствие.

Прожив тяжелую жизнь в нищете и голоде, Прокопий умер 8 июля 1303 в Великом Устюге. В день его смерти с неба посыпался снег, хоть на дворе стояло лето. Над телом покойника образовался снежный сугроб. Вскоре снег растаял. Жители Великого Устюга нашли мертвого Прокопия, перенесли в церковь и совершили отпевание. Горожане плакали у гроба юродивого, вспоминали его предсказания, молитвы об их спасении. Похоронили Прокопия на берегу речки Сухоны.

Чудесные деяния святого

При жизни Прокопий Устюжский не раз предсказывал жителям Великого Устюга их будущее. Предсказаниям нищего вначале не верили, правда, вскоре устюжане убеждались в правдивости слов юродивого. Существует легенда о том, как святой предрек падение метеорита в 1290 году в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до стихийного бедствия Прокопий стал ходить по городу, призывая жителей покаяться перед Богом в своих грехах, иначе город погибнет от огненного града. Однако устюжане решили, что нищий просто бредит. Местные жители не обратили никакого внимания на слова юродивого. Прокопий, предвидя страшную катастрофу, в одиночку молился в церкви и плакал несколько дней подряд. Нищий просил Бога уберечь город от небесной кары.

В полдень воскресенья в один из дней 1290 года в Великом Устюге послышался страшный грохот, все вокруг объяло огнем, небо над городом заволокло черным тучами. Устюжане прибежали в храм, где уже находился Прокопий, и стали молить Бога о спасении. Юродивый читал молитвы перед иконой Благовещения Богородицы. Пренепорочная Дева и Господь услышали просьбы верующих, пожар начал стихать. Вскоре устюжане узнали причину страшного грохота — в Котовальской волости, в 20 верстах от Устюга, с неба на землю упало несколько раскаленных камней.

Падение метеоритов вызвало шум, грохотанье и сильный пожар. Жители Великого Устюга не пострадали. Устюжане вспомнили, что за неделю до катастрофы Прокопий часто плакал и просил людей молиться Христу Спасителю. Местные жители поняли, что нищий обладает даром предвидения.

Память

В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм — благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде.

Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии. В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля.

По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней.
Икона Прокопий Устюжский, в молении к Спасу

Святой Стефан, епископ Пермский

Почитаемый на Руси святой, епископ Пермского края, первый миссионер, создатель грамоты зырян (так в старину называли народ коми) родился около 1335–1340 года в Великом Устюге. По преданию, рождение святителя предсказал Прокопий Устюжский, когда матери Стефана Марии было всего три года. Отцом Стефана был причетник устюжской соборной церкви Симеон.

Мария, сама зырянка, выучила сына зырянскому языку. Стефан часто общался с язычниками, которые приезжали в Великий Устюг торговать пушниной. Юноша рос смышленым, способным к языкам. Свою учебу он продолжил в Ростовском монастыре Григория Богослова. За десять лет пребывания там прочитал много книг из монастырской библиотеки, выучил греческий, перевел на зырянский язык богослужебные книги. Епископ Герасим рукоположил Стефана в иеромонахи, и в 1379 году Стефан добрался до места своего миссионерского служения — пермской земли, начинавшейся от впадения реки Вычегды в Северную Двину.

Христианизация зырян давалась Стефану непросто. Четыре года странствований, проповеди, более тысячи пройденных по пермской земле километров… Стефану помогало знание языка, он терпеливо готовил помощников и миссионеров из местного населения, создал школу, в которой обучал мальчиков зырянской и русской грамоте и основам богослужения. Наиболее способных учеников посылал в Москву для рукоположения.

Порой Стефан действовал жестко и решительно — не только словом, но и огнем, и топором: разрушал кумирницы, срубал священные деревья зырян, сжигал деревянных идолов и языческие приношения к ним… Не раз Стефана пытались изгнать, били, покушались на его жизнь, но он был терпелив, смел и тверд в вере, и всё больше вчерашних язычников, приняв Крещение, становились его помощниками. Люди видели, что их божества не карают христианина, что кумиры бессильны против святого, и убеждались в истинности учения, с которым он пришел к ним.

В житии Стефана подробно описывается его диспут и состязание с главным зырянским жрецом Памой. Пама, желая доказать правоту и силу своей веры, назвался повелителем огня и воды, но когда дошло до дела и Стефан, заявив, что сам чародеем не является, а лишь верит в помощь Господа, взял Паму за руку и повел в настоящий огонь, чародей отступил. Тогда Стефан предложил колдуну войти в прорубленную на реке прорубь, пройти сто метров по дну и выйти через другую прорубь. Пама опять испугался. Местные жители хотели убить посрамленного волхва, но Стефан за него заступился, и Паму просто изгнали из селения.

Первую церковь зырян Стефан поставил на берегу реки Выми, при впадении ее в Вычегду, на месте бывшего языческого центра зырян. Прежде там росла так называемая «прокудливая» береза. В житии описывается, как Стефан три дня рубил ее топором, а она вновь восстанавливалась. Наконец, дерево рухнуло, что вызвало сильный гнев местных жителей. Стефана хотели убить. Но постепенно ему удалось укрепить свой авторитет и увеличить число верующих.

Читайте также:  Какой использовать заговор, чтобы мужчина скучал, тосковал и хотел быть рядом? Быстрая молитва, чтоб затосковал любимый

Когда храмов в пермской земле стало больше, возникла необходимость в епископе. В Москве решили, что лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, не найти. 13 лет преподобный был епископом. Воздвигал и освящал монастыри, ставил храмы и часовни, создавал школы. Фактически стал первым администратором края — занимался и отражением набегов воинственных соседей, боролся с голодом, утвердил первый суд…

Скончался Стефан во время третьей поездки в Москву в 1396 году и был похоронен в Кремле. Через полтора века он был причислен к лику святых.

Мощи святого были утрачены после снесения в 1933 году московской церкви Спаса на Бору в Кремле, где они хранились под спудом.

Образ святителя Стефана Пермского увековечен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. И пусть большую часть жизни святитель провел на пермской земле, устюжане почитают его не только как великого русского миссионера, но и как своего земляка.

Спасение города

Напрасно в 1290 году целую неделю блаженный неустанно ходил по городу и до хрипоты в голосе призывал жителей каяться и молиться, возвещая Божий гнев на град Устюг: «За беззаконные неподобные дела зле погибнут огнем и водою». Никто из беспечных горожан не слушал юродивого, он в одиночестве денно и нощно молился о спасении города от участи погрязших в грехе Содома и Гоморры. Горожане не только не слушали его, но хотели даже изгнать надоевшего слезными молитвами Прокопия из храма.  Когда же разразилась буря, жители бросились в соборный храм, где уже был блаженный, молившийся перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. От иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом, по милости Божией, явленной благодаря заступничеству блаженного Прокопия, никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим. Между тем, святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды; больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году было установлено празднование Устюжской иконе Божией Матери (8 июля) в память об избавлении города от гибели. В 1597 году чудотворная икона была перенесена в московский Успенский собор в Кремле.

Сам же Прокопий отныне стал почитаем, к нему прислушивались, дарили благосклонностью и любовью. Ловили каждое его слово, воспринимая как наставление и предупреждение. Но жил юродивый все так же скромно, не признавая никаких благ.

Служба

  • 8 июля: Великомученика Прокопия. Блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Кончина

Было у него излюбленное место – на высоком берегу реки Сухоны, недалеко от собора. Юродивый любил смотреть с обрывистого берега вдаль и всегда молился Господу, чтобы тот уберег людей, переплывающих широкую неспокойную реку. Все в городе знали, что, пока сидит Прокопий над обрывом, можно смело идти в воду и плыть на другой берег: даже если плаваешь как топор, неведомая сила поддержит тебя на воде, поможет одолеть реку. На этом полюбившемся ему месте юродивый просил похоронить себя, когда придет его час предстать перед Господом.

Однажды летом, молясь по привычке ночью, почувствовал Прокопий знакомое прикосновение к щеке. Поднял глаза – стоит перед ним белый ангел и говорит:

– Готовься, Прокопий, кончается твой подвиг земной, 8 июля Господь тебя к Себе возьмет.

Сказал и исчез. Прокопий на следующий день рассказал всем о чудесном явлении и с нетерпением стал ожидать назначенный день.

Ночь на 8 июля была теплой, Прокопий вышел за стены городские, встал на колени и помолился в последний раз, лег на бок, свернулся калачиком и тихо скончался.

Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого.

Почитание святого юродивого чудотворца Прокопия Устюжского

После смерти нищего прорицателя жители Великого Устюга поняли, сколько добра, человеколюбия было в его сердце. Устюжане приходили на могилу Прокопия, молились, просили спасти их и защитить от врагов. Прошло несколько веков, а имя нищего предсказателя осталось в памяти народной.

В 1547 на Московском Соборе Прокопия Устюжского причислили к лику святых. Его канонизировали в лике блаженных Православной церкви. В честь святого установили праздник, который ежегодно отмечается 8 (21) июля. Прокопий Устюжский — первый в православии святой, которого прославили в лике юродивых. В 16 столетии сын игумена Сольвычегодской обители написал произведение «Житие Прокопия». В честь святого назвали город Прокопьевск в Кемеровской области.

Уход из Новгорода

Но нов­го­род­цы, узнав­ши о том, что Про­ко­пий при­нял свя­тую ве­ру и раз­дал все свое име­ние, ста­ли хва­лить и пре­воз­но­сить его. Тя­же­ло бы­ло Про­ко­пию слы­шать о се­бе та­кие раз­го­во­ры. Люд­ская сла­ва, ли­шив­шая по­коя его сми­рен­ное серд­це, сде­ла­лась для него невы­но­си­мым бре­ме­нем. Опа­са­ясь из-за нее ли­шить­ся сла­вы небес­ной, он от­крыл стар­цу Вар­ла­а­му свою ду­шев­ную скорбь и стал про­сить у него со­ве­та и бла­го­сло­ве­ния уда­лить­ся ку­да-ли­бо, где бы его ни­кто не знал. Ста­рец спер­ва удер­жи­вал его, со­ве­туя луч­ше не вы­хо­дить из оби­те­ли и да­же за­клю­чить­ся в за­твор, но непре­клон­но бы­ло же­ла­ние Про­ко­пия, как буд­то что влек­ло его из оби­те­ли. И сколь­ко Вар­ла­ам ни ста­рал­ся, не мог оста­но­вить его, и, пре­по­дав­ши на­став­ле­ние, ста­рец с мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем от­пу­стил сво­е­го уче­ни­ка в путь.

Без вся­ких средств к жиз­ни, не взяв­ши ни­че­го да­же на до­ро­гу, в бед­ной одеж­де Про­ко­пий вы­шел из мо­на­сты­ря. Ча­сто уста­ло­му стран­ни­ку по­сле длин­но­го це­ло­днев­но­го пу­ти при­хо­ди­лось оста­вать­ся без пи­щи, спать на ули­це под до­ждем и вет­ром, ес­ли не встре­ча­лось со­стра­да­тель­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы вы­звал­ся на­кор­мить и успо­ко­ить его, ибо Про­ко­пий, сколь­ко бы ни был го­ло­ден, ни­ко­гда ни­че­го не про­сил и пред­став­лял из се­бя глу­по­го. Мно­го на­сме­шек и оскорб­ле­ний, ру­га­тельств и по­бо­ев пе­ре­нес он от гру­бых лю­дей на пу­ти, мно­го при­ве­лось ему в сво­ем вет­хом ру­би­ще по­тер­петь и от лет­не­го жа­ра и на­се­ко­мых, и от зим­них вьюг и трес­ку­чих мо­ро­зов. Но он не уны­вал и не па­дал ду­хом, зная, что каж­дый день доб­ро­воль­ных его зло­стра­да­ний, каж­дый шаг по это­му уз­ко­му и ис­тин­но крест­но­му пу­ти при­бли­жа­ют его к веч­но­му по­кою и Небес­ной От­чизне. Юрод­ствуя днем, он и но­чью не да­вал се­бе по­коя, про­во­дил ее в ко­ле­но­пре­кло­не­нии и мо­лит­вах. Пе­ре­хо­дя та­ким об­ра­зом из стра­ны в стра­ну, из го­ро­да в го­род и все да­лее и да­лее углуб­ля­ясь на во­сток, Про­ко­пий до­шел до Устю­га.

Праведный Иоаннн Устюжский, Христа ради юродивый

Недалеко от Устюга, на Гледенской стороне было село Пухово. В XV веке в семье зажиточного земледельца рос сын Иоанн. Согласно житию, от других детей отличался, в детские игры не играл, питался только хлебом и водой, по ночам молился. Родители сначала пытались убедить сына, чтобы был как все, а потом смирились.

Со временем семья переселилась на реку Юг в городок Орлов в 40 верстах от Устюга. Отец Иоанна умер, мать постриглась в Троицкий Орловский монастырь и стала его игуменьей. Туда же взяла с собой и сына, который совсем замкнулся в себе, стал еще более молчаливым, так что многие стали думать, будто он не в своем уме. Блаженный отрок этому мнению только радовался. Мать его не стесняла, оставив на волю Божию. Через некоторое время Иоанн перешел из Орлова в Устюг и начал юродствовать, подобно святому Прокопию Устюжскому.

Иоанн жил на соборной площади, неподалеку от гроба блаженного Прокопия, в хижине, построенной для него благочестивыми местными жителями. Ночью молился, а днем бегал по улицам босиком, как помешанный, то в разодранном грязном рубище, то почти голый. И так жил летом и зимой, в лютые северные морозы. Его дразнили, бросались в него грязью, палками и камнями, его били, а он никогда не сердился на обидчиков, а лишь молился за них. Но были у юродивого и сочувствующие. Священник Успенского собора Григорий решил узнать, что делает Иоанн, когда бывает один. Однажды зимой, когда в церковной трапезной топилась большая печь, а богомольцы после вечерней службы разошлись, священник спрятался за дверями и увидел, как юродивый, решив, что никого нет, встал на молитву. Больше часа он молился за лжецов и льстецов, а затем, перемешав в печке угли и перекрестившись, со словами «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» лег в печь на горящие угли. Перепуганный священник бросился к юноше, но тот мгновенно вышел из печи и строго потребовал от Григория, чтобы тот никому не говорил о том, что видел, до самой смерти Иоанна. Священник дал слово.

Читайте также:  Как вернуть любимого мужчину силой мысли? Расставание с мужчиной: как вернуть любимого, если он был инициатором разрыва. Как вернуть любимого человека, мужчину, парня, мужа? Молитва, силой мысли

Скончался Иоанн Устюжский в 1494 году, в молодом возрасте, после долгой молитвы, зимней ночью на голой земле. Очевидцы свидетельствовали, что выглядел он как ангел — светлое, сияющее лицо и «тело аки снег».

После смерти святого слава о его прозорливости и святости разошлась по устюжской земле. Те, кому он помогал при жизни, уже не должны были скрывать добрые поступки и подвиги Иоанна. Блаженного с честью похоронили, а позже на месте погребения построили церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, устроили гробницу.

Мощи праведного Иоанна находятся рядом с мощами святого Прокопия — двух святых часто даже изображают вместе на одной иконе.

Иоанн вместе с блаженным Прокопием был канонизирован как местночтимый святой на Соборе 1547 года. Имя блаженного Иоанна Устюжского вошло в собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 году.

Великий Устюг

Дол­го ски­та­ясь по го­ро­ду, вез­де го­ни­мый и оскорб­ля­е­мый, пра­вед­ный Про­ко­пий из­брал на­ко­нец ме­стом по­сто­ян­но­го сво­е­го жи­тель­ства угол па­пер­ти ог­ром­но­го вы­со­ко­го соборного  со­бор­но­го хра­ма Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри , сруб­лен­но­го из де­ре­ва. Здесь стал он пре­бы­вать ле­то и зи­му, не опус­кая ни од­ной цер­ков­ной служ­бы, но­чи про­во­дил в мо­лит­вах, а днем юрод­ство­вал по ули­цам го­ро­да.

Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, святой Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. По Промыслу Божию, даже собаки, около которых блаженный Прокопий хотел погреться, убежали от него. Восприняв это как волю Божию, святой не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Блаженный Прокопий уже замерзал на паперти со словами благодарения на устах: «Буди Имя Господне благословенно», как внезапно повеяло неземной теплотой, и Ангел Господень коснулся его лица прекрасной райской ветвью… Об этом блаженный поведал клирику соборного храма Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины.

– А почем ты знаешь, что я раньше тебя не откинусь? – спросил клирик.
– Не знал бы, не рассказывал, – ответил юродивый. – Я теперь много чего наперед знаю.

Впоследствии Симеон сделал записи о праведном Прокопии, где изложил и это событие из жизни святого.

Принятый в Устюге весьма негостеприимно, он с трудом перебивался скудным подаянием, в холода лютые спал на навозной куче, часто ночевал на каменных плитах паперти соборной церкви. Однажды в особенно сильный мороз он пришел просить приюта все у того же Симеона. Двери ему открыла трехлетняя дочь клирика. Увидев ее, обычно суровый на вид Прокопий просиял, вошел в дом и предстал перед Симеоном «светлым видением и сладким смехом». Он обнял и поцеловал хозяина, приветствуя его словами:
– Брате Симеоне, отселе веселися и не унывай!
– Отчего бы мне в непрестанном веселии пребывать? – удивился клирик.
Вместо ответа Прокопий взял за руку его трехлетнюю дочь, вывел на середину комнаты и низко поклонился ей, сказав родителям:
– Вот мать великого святого!
Действительно, дочь клирика Симеона стала впоследствии матерью святителя Стефана Пермского .

Клирик почему-то сразу поверил Прокопию, принимал его в доме, оказывал ему уважение. Но другие устюжане никак не воспринимали всерьез нелепую фигуру юродивого, их раздражали его бесконечные попытки наставлять их.

Преподобные Иоанн и Мария Устюжские

Считается, что Русский Север татарское иго не затронуло, но подати в ханскую казну платили и севернорусские земли. В середине XIII века хан Батый послал в Великий Устюг своего сборщика податей, «богатыря» Багуя (Буга). Пока корыстолюбивый и своевольный баскак Багуй грабил и унижал устюжан — они терпели. Но потом он прельстился дочерью почтенного жителя Великого Устюга Марией и за неуплату ясака (подати) насильно взял ее себе в наложницы. Такого народ снести не мог. Начались волнения, люди вспомнили, что великий князь Александр Невский велел изгонять татарских наместников. В конце концов, устюжане решили убить Багуя. Мария предупредила его — и Багуй попросил прощения у горожан, принял Крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией и сумел дальнейшей добродетельной жизнью заслужить общее уважение и почет.

Как рассказывается в житии, однажды на соколиной охоте Иоанн, утомившись, заснул под деревом. Во сне ему явился Иоанн Предтеча и велел заложить на этом месте церковь. Иоанн исполнил повеление. Так появился храм Рождества Иоанна Предтечи на Ивановской горе, а после — Предтеченский монастырь.

Иоанн и Мария еще при жизни почитались в Устюге как праведные супруги и оставили после себя добрую память. Они были знакомы с другим известным устюжским святым, преподобным Киприаном, начальником и основателем Устюжского Архангельского монастыря. Иоанн и Мария также помогали преподобному Прокопию Устюжскому, совершавшему подвиг юродства в городе: юродивый заходил в дом Иоанна и Марии, находил у них приют, любил беседовать с ними.

Святые супруги скончались в преклонных годах и были погребены при городской Вознесенской церкви. Со временем после многочисленных перестроек храма гробница была утрачена.

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга.

Молитвословия

В честь святого юродивого чудотворца ежегодно в день его памяти в церкви совершается богослужение. Верующие прославляют Прокопия, молятся ему, просят о ходатайстве.

Тропарь

В тропаре верующие прославляют Прокопия, сохранившего веру в Христа до конца своей жизни. Христиане просят святого помолиться за них Богу и попросить у Спасителя для них прощения.

Тропарь, глас 4-й

Просветився божественною благодатию, богомудре, и весь разум и сердце от суетного мира сего к Зиждителю неуклонно возложив целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак

В кондаке говорится о юродивом нищем, заслужившем у Бога право попасть в Царство Небесное. Верующие вспоминают, как при жизни святой молился в Великом Устюге и просил Богородицу спасти жителей от беды. Христиане молят Прокопия испросить у Бога для них прощения.

Кондак, глас 4-й

Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно пришед, Царского достиг еси Престола и Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Канон

В каноне вспоминается жизнь святого, отрекшегося от богатства, пожелавшего нищенствовать, молиться Богу за спасение людей. Верующие прославляют Прокопия и просят ходатайствовать за них перед Господом.

Кано́н свята́го Проко́пия, гла́с 2

Пе́снь 1

Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Высоко́ житие́ име́я и восхожде́нии боже́ственными ве́сь све́тел бы́в, просвеще́ние ми́ испроси́, похваля́ющу честны́я твоя́ по́двиги, и́миже до́бре пожи́в, получи́л еси́, и́хже наде́ялся еси́, блаже́нне Проко́пие.

Мироуха́нная любя́ уче́ния и во чте́нии Святы́х Писа́ний упражня́яся, сласте́й уклони́лся еси́, блаже́нне, смра́дных и безче́стных и облагово́нился еси́, Боже́ственными дарова́ньми удобря́яся.

Дрема́ние ве́ждома от души́, блаже́нне, отгна́л еси́, бдя́ и Бо́гу приединева́яся всено́щными стоя́нии, непрекло́нен ну́ждами есте́ственными, те́мже ко дню́ невече́рнему прише́л еси́.

Богородичен: Яко черто́г одушевле́нный Бо́жий и кади́льницу разу́мнаго и светоно́снаго Угля, приснора́дованную блажи́м Богоро́дицу, зову́ще: ра́дуйся, Хода́таице спасе́ннаго воззва́ния.

Читайте также:  Как изменить судьбу: заговоры Степановой? Наталья Степанова: 9000 заговоров сибирской целительницы. Самое полное собрание. Молитвы и заговоры сибирской целительницы на каждый день

Пе́снь 3

Ирмос: На ка́мени мя́ ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́, возвесели́бося ду́х мо́й, внегда́ пе́ти: не́сть свя́т, я́коже Бо́г на́ш, и не́сть пра́веден, па́че Тебе́, Го́споди.

Глаго́лом живото́чным внима́я, испи́л еси́ во́ду спасе́ния, возгнуша́вся го́рькаго греха́, и, поя́, глаго́лал еси́ Бо́гу, Проко́пие, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Ми́лование стяжа́л еси́ христоподо́бно, разда́л еси́ бога́тство тре́бующим, небе́сное бога́тство, хода́тайствующее тебе́, его́же и получи́л еси́, вопия́, Проко́пие: я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Присво́ився Зижди́телю любо́вию боже́ственною, прия́л еси́ небе́сное насле́дие. Дре́ва живо́тнаго получи́ти сподо́бился еси́, блаже́нне, боготворе́нием обожа́яся и поя́, сла́вне, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Го́споди.

Богородичен: Су́щи Ангел святе́йши, Зижди́теля Ангелов во Твою́ боку́ носи́ла еси́ и родила́ еси́, Богома́ти, на избавле́ние челове́ком, пою́щим Ти́, я́ко не́сть пречи́сты, ра́зве Тебе́, Влады́чице.

Седа́лен, гла́с 4

Благоволи́в благи́ми дея́нии, искуси́лся еси́, я́ко зла́то в пещи́, напа́стьми, Проко́пие сла́вне. Те́мже и по сме́рти источа́еши чудеса́ бога́тно, я́ко во́ды, неду́ги уставля́еши, о на́с при́сно моли́ся, я́ко да согреше́ний проще́ние прии́мем.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен

Чи́стая, Всенепоро́чная, и Неискусому́жная, Яже еди́на Безле́тнаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия в ле́то ро́ждши, Сего́ со святы́ми и честны́ми патриа́рхи, и му́ченики, и проро́ки, преподо́бными моли́ дарова́ти на́м очище́ние и ве́лию ми́лость.

Пе́снь 4

Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни Ангел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Повеле́ния оте́ческая храня́ невреди́мо, правове́рным смы́слом, ты́ от ю́ности име́л еси́ житие́ чи́сто и ми́лостивен нра́в, досточу́дне.

Ни смуще́ние мирско́е, ни вла́сти держа́ние, ни сла́ва вре́менная твоего́ к Бо́гу раче́ния, Проко́пие, преврати́, но благоволи́л еси́ вои́стинну боже́ственным дея́нием.

Возне́сся боже́ственными поуче́нии вы́ну, врага́ смири́л еси́, исцеле́ния де́тель прия́л еси́, Проко́пие, судо́м пра́ведным вся́ческая Пра́вящаго.

Богородичен: Препе́тая, во́инствы горе́ препе́таго Бо́га родила́ еси́, Челове́ка вои́стинну бы́вша, Его́же за рабы́ Твоя́ моля́щи не преста́й, Присноде́во.

Пе́снь 5

Ирмос: Просвеще́ние во тме́ лежа́щих, спасе́ние отча́янных, Христе́ Спа́се мо́й, к Тебе́ у́тренюю, Царю́ ми́ра, просвети́ мя сия́нием Твои́м, ино́го бо ра́зве Тебе́ Бо́га не зна́ю.

Све́том чи́стым Святы́я Тро́ицы просвеще́н, зако́ном же Сея́ огражде́н, но́щь жите́йскую без претыка́ния преше́л еси́, виде́нии боже́ственными возвыша́яся, блаже́нне, в боже́ственный живо́т всели́лся еси́.

Ны́не на тебе́ чу́до ве́лие ви́дится и у́жаса испо́лнено: ка́ко по погребе́нии вои́стинну надо́лзе соблюда́ется невреди́мо, блаже́нне, твое́ те́ло, во гро́бе лежа́що, судо́м, и́мже ве́сть Бо́г, прославля́яй тя́.

Блаже́нне Проко́пие, твое́ дерзнове́ние к Бо́гу и любо́вь, ю́же от се́рдца к Тому́ име́ти благоволи́в, и́стинно имени́то же возсия́в пресла́вно, Боже́ственными светлостьми́ просвети́ ве́рных со́нмища.

Богородичен: За ны́ из Тебе́ вопло́щшагося, Де́во Ма́ти, всегда́ моли́, благоче́стно Тя́ блажа́щим изба́витися бе́д, душетле́нных страсте́й и печа́лей и ве́чнующаго пла́мене муче́ния.

Пе́снь 6

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Ка́пли сла́дкия иска́павше, блаже́нне, по́т твои́х сла́дость и исцеле́ний сия́ния, на хвалу́ Христа́ Бо́га на́шего.

Во дво́рех Бо́га процве́л еси́, виногра́д многопло́ден прозя́б, и доброде́телей гро́здие Де́лателю душа́м оби́лие пода́в.

Ца́рства Бо́жия возжеле́л еси́, над страстьми́ ца́рствовав, Проко́пие, и, по произволе́нию лу́чшему, ра́дость пра́ведных получи́л еси́.

Богородичен: Избра́нно Бо́гу бы́вши я́ко прекра́сное селе́ние и простра́нное Сему́, Де́во, была́ еси́, и черто́г, и све́щник, и трапе́за.

Конда́к, гла́с 4

Христа́ ра́ди юро́дством возду́шная мыта́рства на рука́х Ангельских неприкоснове́нно преше́д, ца́рскаго дости́гл еси́ престо́ла и от Царя́ все́х Христа́ Бо́га да́р прие́м благода́ть исцеле́ний, мно́гими бо чудесы́ твои́ми и зна́мением стра́шным удиви́л еси́ гра́д тво́й Вели́кий Устюг: лю́дем твои́м ми́лость испроси́, мѵ́ро от честна́го о́браза Пресвяты́я Богоро́дицы моли́твою изве́л еси́ и неду́жным по́дал еси́ цельбы́. Те́мже мо́лим тя́, чудоно́сче Проко́пие: моли́ Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.

Икос

Ка́ко возмогу́ гре́шный и скве́рный а́з душе́ю вку́пе и те́лом исписа́ти во пло́ти су́щее равноа́нгелом житие́ твое́ и пресла́вная чудеса́? Аще у́бо мно́зи прему́дрии не дости́гнут испове́дати мно́гаго твоего́ терпе́ния, и смире́ния, и те́плыя ко Христу́ любве́, но, оба́че наде́яся на твое́ беззло́бие, о блаже́нне, си́це вопию́ ти: ра́дуйся, пресве́тлая звездо́, от восто́ка доброде́телей возсия́вшая и вселе́нную чудесы́ озари́вшая; ра́дуйся, возненави́девый роди́тельскую любо́вь, Христа́ же еди́наго, над все́ми су́щаго Бо́га, все́м се́рдцем возлюби́вый и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довавый; ра́дуйся, я́ко бу́йственное и юро́дственное, е́же по апо́столу, жи́тельство избра́вый; ра́дуйся, премени́вый тле́нная и настоя́щая наде́ждею бу́дущих бла́г; ра́дуйся, дре́внему Иову уподо́бивыйся терпе́нием; ра́дуйся, страстоте́рпче Христо́в непобеди́мый, но при́сно победи́вый диа́вола твои́м смире́нием; ра́дуйся, я́ко дре́вний о́н Ла́зарь ни́щий, ны́не почива́еши в не́дрех Авраа́млих; ра́дуйся, и́же по отше́ствии ми́ра сего́ су́щим в беда́х и искуше́ниих гото́в обрета́яйся предста́тель и засту́пник; ра́дуйся, везде́ призыва́ющия тя́ бы́стро предваря́яй, мо́лиши бо Христа́ Бо́га непреста́нно пода́ти грехо́в на́ших проще́ние.

Пе́снь 7

Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Кре́постию возмо́г Живода́вца, плотско́е удержа́л еси́ жела́ние, пребога́те, и у́м возвы́сил еси́ на небе́сная, поя́ кре́пко: Сы́й благослове́н и препросла́влен.

Са́м неблагоро́ден сотвори́вся, благоро́дны нра́вы стяжа́л еси́ умо́м це́лым, поуче́нием же упражня́яся Богодохнове́нных писа́ний, все́ жела́ние твое́ к Бо́гу Всеви́дцу, блаже́нне, возложи́л еси́.

Го́рнее Ца́рство, вы́шний гра́д, Бо́жий ра́й, пра́ведных наслажде́ние и пи́щу несоде́янную, бога́тство некра́домое, Све́т невече́рний, обрести́ сподо́бился еси́, блаже́нне Проко́пие.

Богородичен: Его́же породила́ еси́, Влады́чице, при́сно моли́, от рабо́ты изба́вити мя́ страсте́й, и осужде́ния, и стужа́ющаго ми́ лю́таго окамене́ния, и оскорбля́ющаго, Чи́стая, одержа́ния, Богора́дованная.

Пе́снь 8

Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Огнь помышля́я стра́шный, пред престо́лом Христо́вым хотя́щ изы́ти, умиле́нием се́рдца те́плы пролива́еши пото́ки сле́зныя, погаша́я те́ми страсте́й пе́щь, Проко́пие богому́дре.

Любо́вию предложи́л еси́ твою́, му́дре, к Бо́гу ду́шу и к Тому́ прилепи́лся еси́, вопия́ пе́сненно: Христе́ мо́й, Ты́ ны́не мя́ изба́ви страсте́й смертоно́сных во ве́ки.

Терпе́нием пожда́тель и се́рдцем смире́н, ты́ ви́ден бы́л еси́, ми́лостив тре́бующим, обы́чай при́сно бла́г име́я и нра́в доброде́тельный, всече́стне, в ни́хже до́бре пожи́в, чуде́с то́чиши благода́ть.

Богородичен: Ада́мов Соде́тель от крове́й Твои́х чи́стых зи́ждется и млеко́м пита́ется, пита́яй вся́ко дыха́ние, Де́во Богоро́дице. Те́м я́ко Ма́терь Тя́ Бо́жию прославля́ем.

Пе́снь 9

Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Ви́дети жела́я сла́ву Бо́га на́шего, доброде́тельми богоразу́мия себе́ удобри́л еси́ и, свещу́ нося́, вше́л еси́ во све́тлый черто́г, со Ангелы живы́й ясне́е наслажда́яся Божества́.

Яко у́треннее со́лнце, взы́де па́мять твоя́, су́щия во мра́це сердца́ просвеща́ющи: ты́ бо све́та и дне́ яви́лся еси́ вои́стинну сы́н, богому́дре Проко́пие, сего́ ра́ди тя́ почита́ем.

Му́дростию украша́яся и ра́зумом просвеща́яся, смире́нием се́рдца красу́яся, высото́ю жития́, досточу́дне, в разу́мныя дворы́ вше́л еси́, иде́же на́с помяни́, чту́щих тя́, блаже́нне Проко́пие.

Богородичен: Све́та жили́ще, вся́ озари́вшаго, и се́нь ви́дена была́ еси́, Богоблагода́тная, мо́ст и ле́ствица, на высоту́ земны́я возводя́щи, Де́во, те́м Тя́ ублажа́ем и ве́рно велича́ем.

Свети́лен

Удали́лся еси́, бе́гая мирска́го сожи́тельства, и Христу́, су́щему над все́ми Бо́гу на́шему, непоро́чным житие́м благоугоди́л еси́, всеблаже́нне Проко́пие. Его́же и ны́не моли́ о на́с, рабе́х твои́х, ве́рою пра́зднующих всечестну́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен

Прему́дрость Ипоста́сную, Сло́во Отчее присносу́щное, врача́ челове́ком Христа́ ро́ждшая, Де́во Пречи́стая, я́звы и стру́пы се́рдца моего́ исцели́, лю́тыя и многовре́менныя, и страстна́я взыгра́ния утиши́ пло́ти моея́.

Немцы в городе

Молитвы Блаженному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу

Тропарь, глас 4-й:

Просветився божественною благодатию, богомудре, и весь разум и сердце от суетного мира сего к Зиждителю неуклонно возложив целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Придел праведного Прокопия Устюжского в Свято-Стефановском кафедральном соборе

В честь блаженного Прокопия Устюжского в Свято-Стефановском кафедральном соборе освящен один из нижних приделов храма. На фото икона Прокопия Усюжского находится слева от аналоя.
Нижний храм. Предел святого праведного Прокопия Великоустюжского

Источники: