ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

О чем молятся Владимирской иконе Божией Матери? Владимирская икона Божией Матери: какого числа по церковному календарю

О чем молятся Владимирской иконе Божией Матери? Владимирская икона Божией Матери: какого числа по церковному календарю

8 сентября Владимирская икона Божией Матери – в чем помогает, о чем молятся? Сильная молитва о помощи
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»: история, значение чудотворного образа, списки и покровительство. В чем может помочь и как молиться иконе Божией Матери.

Содержание
  1. Сретение Владимирской иконы Богородицы: история праздника
  2. Молитва четвертая
  3. Молитва шестая
  4. Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8
  5. Сильная молитва Владимирской Божией Матери
  6. Молитва вторая
  7. О чем молятся перед Владимирской иконой Божией Матери, в чем она помогает
  8. Почему ее называют покровительницей русского народа?
  9. Оригинал и списки картины
  10. Празднование образа и явленные чудеса
  11. Молитва третья
  12. Как правильно молиться перед Владимирским образом
  13. Чудотворные списки
  14. Когда помогает икона, и в каких случаях стоит ей молиться?
  15. Интересный факт
  16. Значение образа в православии
  17. Молитва пятая
  18. Молитва седьмая
  19. Символизм иконы и ее стиль
  20. Дни почитание Заступницы и место, где икона находится сейчас
  21. Описание святыни
  22. Молитва восьмая
  23. Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4
  24. В каких событиях российского государства участвовала икона?
  25. Где побывала Владимирская икона
  26. Как выглядит Владимирская икона

Сретение Владимирской иконы Богородицы: история праздника

Владимирский образ в 1131 году был привезен на Русь из Константинополя. Византийский правитель передал икону русскому князю Мстиславу. Святыню поместили в храме Девичьего монастыря в Вышгороде.

Спустя четверть века, в 1155 году, образ перенесли в Успенский собор Владимира, и после этого икона получила название «Владимирская». Образ долгое время воспринимался как символ духовной связи Русских земель и Византии.

Но в конце 14 века Владимирская икона стала одной из главных русских православных святынь, и это связывают с чудесным избавлением от нашествия Тамерлана.

В 1395 году жестокий завоеватель начал свой поход на Русь. Он захватил и разграбил Елец и двинулся по направлению к Москве. Свой лагерь Тамерлан разбил на Кучковом поле, и только чудо могло спасти древнюю русскую столицу от неминуемого уничтожения.

Московский князь Василий Дмитриевич вместе с войском вышел навстречу неприятелю. Одновременно с этим духовенство отправилось во Владимир, чтобы принять чудотворный образ и с крестным ходом пронести его в Москву.

Молитвы верующих были услышаны: по преданию, Тамерлану во сне явилась Величавая Жена, повелевшая хану покинуть Русь. Видение так поразило Тамерлана, что он в тот же день распорядился отступить от Москвы.

В память о событии на Кучковом поле основали Сретенский монастырь в честь сретения (встречи) иконы жителями Москвы и московскими клириками.

В настоящее время Владимирский образ Богородицы хранится в храме Святителя Николая в Толмачах (московский храм-музей при Третьяковской галерее).

Молитва четвертая

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва шестая

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Сильная молитва Владимирской Божией Матери

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости?

Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего.

Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва это универсальное средство в жизни православного человека, она:

  • благодарит;
  • вдохновляет;
  • воскрешает;
  • защищает;
  • исцеляет;
  • наставляет;
  • оберегает;
  • смиряет;
  • согревает;
  • спасает;
  • укрепляет;
  • утешает.

Это более чем достаточный список качеств, проявляющий силу молитвы, как божественного духовного оружия.

Молитва вторая

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

О чем молятся перед Владимирской иконой Божией Матери, в чем она помогает

Владимирский образ Богоматери относится к числу наиболее почитаемых и любимых простыми верующими икон. После молебнов и крестных ходов с Владимирской иконой отступали иноплеменные захватчики, утихали междоусобицы, заканчивались эпидемии.

Читайте также:  Что такое 53 псалом — текст на русском языке, толкование? Псалом 53 «Боже, во имя Твое спаси мя»

Перед святыней происходило избрание и поставление Московских Патриархов, перед ней венчали на царский престол русских монархов.

Пресвятая Богородица слышит, о чем просят ее молитвенники, и помогает каждому, кто искренне, от всего сердца обращается к Небесной Заступнице.

Перед Владимирской иконой молятся и просят помощи в сложных жизненных ситуациях:

  • тяжкие скорби, болезни детей и близких родственников;
  • искушения;
  • семейные конфликты;
  • ослабление веры;
  • телесные недуги (сердечные болезни, ослабление зрения).

Почему ее называют покровительницей русского народа?

В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана.

Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.

Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину.

Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.

Оригинал и списки картины

В настоящее время местом хранения подлинной Владимирской иконы Божией Матери является храм-музей Святителя Николая, функционирующий при Третьяковской галерее. Он расположен в Толмачах и имеет статус домовой церкви.

Самые известные списки богородичного образа:

  • Заоникиевская икона Божией Матери. Лик был явлен в 1588 г. Илариону, благочестивому жителю села Обухова Вологодской епархии. Этот поселянин страдал потерей зрения и постоянно молился о его восстановлении. Однажды ему явились святые богоугодники Косма и Дамиан, подсказавшие, куда требуется идти для выздоровления. Придя в указанное место, абсолютно слепой Иларион внезапно увидел сияющую неземным светом Владимирскую икону. Мужчина приложился к святыне и мгновенно обрел утраченное зрение. После этого он возвел церковь, ставшую впоследствии Заоникиевскою обителью. Сам Иларион принял в этом монастыре постриг и получил имя Иосиф, а в последующие годы Заоникиевская икона Богородицы совершила еще немало исцелений;
  • Оранская икона Божией Матери. Эта картина является точной копией Владимирского лика Девы Марии. Ее авторство принадлежит протопопу Кондрату, обладавшему талантом иконописи. В нижней части образа присутствуют московские святые (митрополиты Петр, Иона, Алексий, царевич Дмитрий, блаженные Василий, Иоанн и другие). Образ несколько лет пребывал в селе Бочеево, у местного жителя Петра Гладкова. В 1634 г. этот человек услышал во сне голос, приказавший ему возвести храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Мужчина выполнил данный ему наказ и передал в новую церковь икону Богородицы. Вскоре в округе стали происходить многочисленные чудеса, а монастырь начали именовать Оранским. После революционных событий 1917 г. обитель подверглась разорению, а священную реликвию передали Нижегородскому историко-архитектурному музею. Здесь она находится и поныне;
  • Черногорская (Красногорская) икона Божией Матери. В эпоху царствования Бориса Годунова на берегу реки Пинеги (правом притоке Северной Двины) обитал игумен по имени Варлаам. У этого монастырского настоятеля имелась копия Владимирской иконы. В старости он стал задумываться о том, кому же передать эту драгоценную святыню. Однажды во сне настоятель услышал, что кто-то повелевает ему одарить иконой священнослужителя Мирона. Явление повторилось еще трижды, после чего Варлаам стал разыскивать этого человека. Игумен не знал его, однако по Божьей воле ему удалось встретиться с Мироном. Игумен передал этому праведнику святыню. Мирон принял реликвию и вскоре возвел на Черной горе новый монастырь. В 1608 г. обитель была освящена, а икона получила название Черногорской (позже ее стали именовать Красногорской). В течение последующих лет этот образ прославился своими небывалыми способностями по всей русской земле.

Среди других чудотворных копий Владимирской иконы значатся Псковско-Печерский лик «Умиление», созданный иеромонахом Арсением в начале XVI столетия, Ростовский образ Божией Матери, автором которого является знаменитый древнерусский художник Алипий Печерский.

Празднование образа и явленные чудеса

Празднование Владимирской иконы осуществляется трижды в году. Это символизирует троекратное спасение Руси от вражеского нашествия. По новому стилю дни почитания Божественного лика приходятся на несколько дат:

  • 3 июня;
  • 6 июля;
  • 8 сентября.

В начале лета, 3 июня, чествование иконы проводится в память о событиях, происходивших в далеком 1521 г. В то время крымский хан Махмет-Гирей напал на Москву со своими несметными полчищами. Чтобы спасти столицу от захватчиков, митрополит Варлаам и все местное население днями и ночами молились перед Владимирским образом. После этого у одной из монахинь кремлевского Вознесенского монастыря было видение свыше. В нем святые московские митрополиты Петр и Алексий выносили икону через закрытые двери обители и совершали с ней крестный ход, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский молили Пречистую Деву о защите русского народа. После вмешательства Царицы Небесной татарским племенам привиделось великое воинство в сияющих доспехах, и они в ужасе покинули пределы Москвы.

Ежегодно 6 июля православные жители России вспоминают избавление от тяжкого ига монголо-татар. В 1480 г. хан Ахмат выступил с огромным войском на Русь, правители которой отказались платить ему установленную ранее дань. В пределах устья реки Угры его остановила русская рать, после чего начался затяжной бой. Далее имело место «стояние на Угре», в период которого обе стороны сохраняли нейтралитет. Во время описанных событий вся Русь денно и нощно читала молитвы к Пречистой Деве Марии. Больше всего молящихся пребывало у Владимирской иконы. Результатом горячих просьб к Небесной Царице стало скорое отступление врага и его полное изгнание с русских земель. В память о таких чудесных событиях реку Угру начали именовать не иначе как Пояс Богородицы. В дальнейшем в российской столице появилась ежегодная традиция совершать крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю.

8 сентября Православной церковью установлен праздник в честь избавления от племен, веками угнетавших русский народ. В 1395 г. Москва была атакована Тамерланом и его безжалостными войсками. Ситуация оказалась очень тяжелой, и единственной надеждой на спасение стало справедливое Божественное вмешательство. Великий князь Василий Дмитриевич повелел доставить в Москву икону Богородицы, хранящуюся во Владимире. После ее прибытия был проведен крестный ход, а перед святым образом стояли на коленях все – и представители высшего духовенства, и бояре, и члены княжеской семьи, и простой люд. Божия Матерь вняла просьбам уповавших на Нее и явила удивительное чудо во имя спасения человеческих жизней. Тамерлану, находящемуся в шатре на берегу Москвы-реки, было послано откровение: он увидел, как по склону высокой горы спускаются святые мужи с золотыми посохами, а над ними в необыкновенно ярком сиянии парят Пречистая Дева Мария и ангелы с огненными мечами. Грозный правитель татар ужаснулся такому небывалому зрелищу. Собранные им мудрецы и старейшины правильно растолковали увиденный знак. Они сочли его проявлением небесного заступничества и предупреждением свыше о необходимости оставить православный народ в покое. После этого Тамерлан решил не перечить Божьей воле. Он повелел поскорее покинуть пределы русской столицы и увести обратно татарские войска.

Чудотворной силой обладает не только подлинник святыни, но и ее многочисленные списки. Хорошо известна история о том, как в 1771 г. Владимирская икона Божией Матери «Оранская» спасла жителей Нижнего Новгорода от губительной эпидемии чумы. Заоникиевский образ прославился многочисленными исцелениями тел и душ верующих людей, избавлением от бесноватости, помощью в опасных ситуациях и другими удивительными чудесами.

Молитва третья

«К кому возопием, Владычице! К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего, устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Как правильно молиться перед Владимирским образом

Существуют особые молитвы, написанные специально в честь Владимирской иконы, а также канон и акафист, обращенные к святыне. Их вспоминают в дни сугубого почитания образа. Но к Пресвятой Богородице можно возносить свои прошения в любой день. Молятся любыми богородичными молитвами или подбирают слова от сердца. Главное — искренность и уверенность в помощи Божией Матери.

Читайте также:  Какие молитвы читают восстав ото сна?

Чудотворные списки

На протяжении всего времени было создано очень большое количество разнообразных списков Владимирской иконы. Некоторые из них приобрели также чудотворные свойства и получили особые наименования:

  • Владимирская-Волоколамская, которая была создана в 1572 году;
  • Владимирская-Селигерская, создана в 1528 году;
  • Владимирская-Оранская, датирована 1634 годом.

Все эти образы также имеют чудотворность, и все православные часто приезжают к ним, чтобы прочитать акафист Владимирской иконе Божией.

Когда помогает икона, и в каких случаях стоит ей молиться?

Молиться Божьей Матери можно в любых случаях. Часто женщины перед ее изображением просят Бога о зачатии или благословенном рождении, легких родов и излечении детей. Еще молиться Богоматери необходимо, если:

  • хочется защитить и уберечь домочадцев от житейских трудностей и нужд;
  • не знаешь, какой путь выбрать и какое решение принять;
  • проходишь тяжелый период в жизни, и не знаешь, как преодолеть его и не упасть духовно;
  • хочется избавиться от греховных мыслей, мешающих служить Господу;
  • нужна защита от вражды или примирение с родственником;
  • требуется исцеление физических недугов, особенно, глаз и сердца;
  • предстоит замужество (женитьба) и хочется попросить о том, чтобы семейные узы были крепкими.

Молиться перед иконой Владимирской Божьей Матери можно своими словами и мыслями, а можно написанными предложениями. Обращение к Богу должно быть чистым (без злого умысла) и искренним.

Интересный факт

В 1989 году известный голливудский актер Мел Гибсон создал кинокомпанию «Icon Productions», а для логотипа выбрал часть изображения иконы Владимирской Богоматери – глаз Девы и ее нос. Многим верующим знаком этот логотип. Он появляется перед началом фильма «Страсти Христовы».

Итак, легенды и предания, дошедшие до современного времени, и искусствоведы разнятся в том, когда и как появилась икона Божьей Матери и почему она получила название «владимирской». Но народ склонен верить летописям и тем сказаниям об иконе, которые передавались из поколения в поколение.

С давних времен Владимирская икона Божьей Матери помогала русскому народу побеждать войны, не прибегая к сражениям. Особенно это касалось набегов татаро-монгольского ига. Чудодейственным образом Богоматерь помогает людям и сейчас, тем, кто с чистым сердцем и без злого умысла молится перед ней Богу, прося о своих нуждах.

Празднование событий, связанных с этой иконой, производится трижды в год, что говорит о том, что она немало повлияла на судьбы людей и принесла много пользы народу. Смотря на Деву Марию и Маленького Иисуса Христа, верующие понимают, что Мать добровольно и любя отдает свое дитя как жертву за грехи всего человечества.

Она знала божественность своего чада и верила, что Он исполнит предназначение, дарованное Ему Богом Отцом.

Значение образа в православии

Владимирская икона считается главной национальной святыней России, ее покровительницей и защитницей. В прошлом эта реликвия всегда присутствовала в Успенском соборе Кремля на торжественной церемонии помазания государей на царствование. Образ обязательно находится на избраниях первосвятителей. Перед ним приносят присягу на верность Отчизне.

За время своего существования Владимирский лик Богоматери многократно отводил различные беды от верующих христиан, исцелял больных, защищал обиженных и обездоленных. В истории известно немало случаев, когда икона спасала российское государство от нападения иноземных врагов, от порабощения, разорения и кровопролития.

Владимирский образ Девы Марии с Младенцем стал самым известным на русской земле. Во все времена к нему стекалось огромное количество верующих людей, желающих по молитвам к иконе устранить жизненные препятствия, защититься от зла, избавиться от недугов, попросить выздоровления для своих близких и родных. Поклониться святыне прибывали и продолжают приезжать жители самых отдаленных уголков страны.

Молитва пятая

«Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва седьмая

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.»

Символизм иконы и ее стиль

Богословы интерпретируют символизм иконы как то, что Дева Мария предназначает своего младенца Иисуса в жертву за грехи всего человечества. К подобному выводу они пришли потому, что на оборотной стороне иконы изображены символы страданий Христа (трость с губкой, копье и крест).

Нежность и ласка, которая изображена на иконе, «говорит» о том, что Мать очень любит своего Сына, но отдает его на поругание и смерть ради того, чтобы Он спас человечество от греха и ада, совершенно добровольно. Потому что понимает, что иного Спасителя у мира больше не будет.

Икона была написана в период Византийского искусства и относится к дематериализации живописи, что характеризуют размытые и еле видные очертания, нет четких линий, но присутствуют детали. Одежды Богоматери и Младенца неким орнаментом легли на изображение. Впечатление нерукотворной работы создается слабыми линиями, что является главным средством выражения живописи того времени. Это канонический образец без специальной графичности

Дни почитание Заступницы и место, где икона находится сейчас

Святое изображение Божьей Матери не раз спасало русский народ от врагов. Исходя из описанных выше исторических событий, празднование в ее честь устраивается трижды:

  • 3 июня (или 21 мая по старому стилю) – победа над ханом Махмет-Гиреем в 1521году.
  • 6 июля (или 23 июня по старому стилю) – изгнание татарского ига в 1480 году.
  • 8 сентября (или 26 августа по старому стилю) – уход с русских земель хана Тимерлана в 1395 году.

Подлинник иконы Владимирской Божьей Матери сегодня находится в Талмачах в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее. Но паломничество совершать можно не только к ней, потому что существуют и чудотворные списки, которые находятся:

  • Бердянский район, село Нововасильевка;
  • Раменский район, село Быково;
  • Подмосковье, село Дубна;
  • Москва, Южное Бутово и Виноградово.

Кроме этих списков существует множество оберегов с изображением Владимирской Девы.

Описание святыни

С точки зрения иконографии, Владимирский лик относится к типу Елеуса. Такая разновидность изображений была создана византийскими иконописцами в XI столетии. Ее название переводится с греческого языка как «милующая, ласкающая».

Читайте также:  Что такое Псалом 49 — текст на русском, толкование, когда читают? Псалом 49: текст молитвы, для чего читают?

В Древней Руси данный тип картин принято называть «умилением». Это самый лиричный из всех вариантов богородичных изображений, посвященный интимной стороне общения Девы Марии с Ее Сыном. Ранее в православных храмах Владимирскую икону помещали в алтаре в качестве двустороннего запрестольного лика. Также эту святыню использовали как заалтарную и выносную.

Икона выполнена на золотом фоне и изображает Божию Матерь с Младенцем. Дева Мария предстает на картине в роскошном одеянии. На образе видны часть синего чепца Богородицы, кайма мафория с богатой золотистой отделкой. Маленький Иисус, прильнувший к Своей Пречистой Матери, изображен в хитоне, имеющем рукава до локтя. Из-под них виднеются прозрачные рубашечные края.

Богоматерь нежно удерживает на руках Божие Дитя. Ее образ излучает невероятную любовь. В то же время взгляд Богородицы наполнен глубокой скорбью и состраданием к Иисусу. Младенец обнимает Деву Марию и прижимается щекой к Ее щеке. Из-под одеяния Спасителя видны его голая левая ступня и подошва маленькой ноги. Упомянутая деталь является характерной особенностью для оригинала Владимирской иконы и списков этой композиции.

Священная картина выглядит очень трогательно. Кроме видимой идеи, в ней присутствует глубокий богословский смысл. Царица Небесная, нежно удерживающая Своего Сына, символизирует душу, которая пребывает в духовном общении с Создателем. Объятия Марии и Младенца, Ее скорбный взгляд свидетельствуют о знании предстоящих трагических событий, предвидении крестных страданий Спасителя и глубоком переживании за дальнейшую судьбу Божьего Сына.

При создании картины мастер использовал особую систему соотношения тонов. Здесь органично сочетаются зеленоватые оттенки, светлые и затемненные элементы, обеспечивающие специфический эффект присутствия на образе рассеянного, мерцающего света.

Молитва восьмая

«О Пресвятая Владычице наша Богородице, Небесная Царице, наша Преблагая Надеждо, преизящная Отроковице, ненадеющимся надеяние, грешным спасение, сирым прибежище, странным предстательнице, нагим одеяние, скорбящим утешение и радосте, обидимым покровительнице и всем сущим в бедах и напастех вспоможение и заступление! О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Зриши наша беды, скорби и напасти, помози нам немощным, печальным и унылым, скорбным же и отчаянным, и всяку печаль отими от нас. Обиду нашу Ты веси, разреши ту, Всенепорочная, якоже волиши и можеши, не даждь нам во отчаяние впасти. Не имамы бо иныя помощи, разве Сына Твоего, Христа Бога нашего, и Тебе, о Мати Божия, о Владычице наша! Темже на Твой пречестный образ со воздыханием и сокрушением сердца взираем, и колена до земли преклоняем, взывающе: призри благосердым оком, Всепетая Богородице, и услыши нас, Преблагая, не отрини, но благоволи помиловати, не омерзи нашего воздыхания. Никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения во веки веков. Аминь.»

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

В каких событиях российского государства участвовала икона?

Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:

  • 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
  • 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
  • 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
  • 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.

Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:

  • Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
  • Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
  • Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
  • Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.

Это далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.

Где побывала Владимирская икона

После длительного пребывания в Иерусалиме Владимирская икона была перенесена в Константинополь. В первой половине XII века Лука Хризоверх, являвшийся патриархом Царьграда, подарил ее древнерусскому князю Юрию Долгорукому. Этот великий правитель распорядился передать образ Вышгородскому женскому монастырю под Киевом. Здесь изображение достаточно быстро проявило таящуюся в нем небывалую силу и стало известным на всю Русь как чудотворное.

Узнав о многих удивительных явлениях, связанных с иконой Девы Марии, князь Андрей Боголюбский самовольно принял решение отвезти ее в северные земли. В дороге с ним и его попутчиками случилось неожиданное происшествие: поблизости с городом Владимиром кони, перевозящие святыню, внезапно остановились и категорически отказались идти дальше. Произошедшее было воспринято как Божий знак, после чего путники заночевали в этой местности.

Ночью князю явилась сама Богородица, державшая в своей руке свиток со священными письменами. Пречистая Дева Мария приказала правителю оставить икону в городе Владимире, а также построить на его территории обитель с храмом и назвать их в честь Ее Рождества. Именно после этих событий, случившихся в 1160 г., за иконой навсегда закрепилось название Владимирской.

Оказавшись свидетелем необъяснимых чудес, связанных с Божественной картиной, Андрей Боголюбский в значительной мере оказал содействие повсеместному почитанию Богородицы. В период его княжения на Руси возводились многочисленные храмы в честь Царицы Небесной, создавались точные копии оригинала Владимирской иконы.

Дальнейшая история реликвии преимущественно связана с российской столицей. В Москву образ попал в 1395 г., куда верующие христиане перенесли его во времена нашествия монголо-татар.

Как выглядит Владимирская икона

Данная икона относится к типу «Ласкающей». Этот образ считается самым лиричным из всех образов Богородицы.

Каждый человек может увидеть лик Богородицы, левой рукой она держит своего маленького сына.

Они умильно прильнули друг к другу, тем самым открывая другую сторону общения Девы со своим сыном. Оригинал иконы был написан на деревянной крышке от стола.

По всему полотну изображено только две фигуры: Богородица и ее сын. Голова ее склонена к Младенцу Христу, он же левой рукой свою Мать обнимает за шею.

Отличительной чертой этого иконы от всех остальных является то, что ножка Христа изогнута так, что видно его ступню.