ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

В чем помогает икона «Рождество Христово»? Описание иконы и о чем просят Господа, молитвой. Иконография и значение иконы «Рождество Христово» в православии

В чем помогает икона «Рождество Христово»? Описание иконы и о чем просят Господа, молитвой. Иконография и значение иконы «Рождество Христово» в православии

Описание образа

«Рождество Христово» — уникальный иконописный памятник. Каждый элемент сюжета имеет значение:

  • Богородица — одета в красный мафорий, изображена в центре и является самой крупной фигурой;
  • Младенец Иисус — самая маленькая фигура, но изображен два раза. В темной пещере Он лежит в яслях, завернутый в белые пеленки. Тьма пещеры символизирует духовный мрак язычества, а белоснежная пеленка — просветление, которое Спаситель принес в мир. В правом нижнем углу изображена сцена Его омовения — символ обряда крещения;
  • волхвы — три мудреца с Востока означают язычников, идущих на свет Вифлеемской звезды, к духовному очищению. В их дарах тоже заключен символизм: ладан означает Бога, золото — Царя, смирна — грядущую смерть. Разный возраст волхвов символизирует юность, зрелость и старость. Первым к новорожденному подошел юноша. Смысл такой очередности в том, что к вере можно прийти в любом возрасте. Но легче сохранить незапятнанной юную душу, чем очиститься от грехов, совершенных за всю жизнь;
  • ангелы — вестники воли Господа, символ соединения материального и божественного мира;
  • пастухи — иудейский народ, как и языческий, идет к свету христианства. Изображение ангелов рядом с пастухами означает, что простые непросвещенные люди обладают открытым сердцем. Поэтому им легче поверить в чудо боговоплощения. Им противопоставлены ученые волхвы — разум, обращенный к материальным вещам. Он очерствляет сердце и требует доказательств существования Бога.

На иконе также присутствует символ искушения — Иосиф и неизвестный человек, одетый в шкуру козла. Исследователи видят в фигуре незнакомца беса. Он внушает Иосифу мысль о греховности Девы Марии. Нареченный муж хотел бы расстаться с ней, но тогда, по древнему обычаю, ее забили бы камнями, как прелюбодейку. Этот эпизод описан в Евангелии.

В написании иконы, изображающей рождение Иисуса Христа, используют яркие цвета: золотистый, оливковый, красный. Вместе получается праздничная композиция, передающая торжественность и радость момента.

Рождество Христово изображено на фреске в греческом храме Перивлепты в городе Мистра. Ее датируют 14-м веком. Наиболее ранний сюжет, относящийся ко 2-му веку, обнаружен в римских катакомбах Каллиста: Богородица кормит Младенца Иисуса, а рядом стоит пророк и указывает рукой на Вифлеемскую Звезду. Позже в сюжете появились вол и осел, волхвы и персидские цари.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени. Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан – Бога, а смирна – человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение. Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии. Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

В чем помогает икона «Рождество Христово»

В молитвах к Христу православный человек может излить все свои переживания, боль и радость. Перед иконой можно просить о помощи, благодарить, славить Бога и просто рассказывать Ему обо всем. Господь любит и ждет каждого человека.

Милостивый Господь устраивает так жизнь людей, чтобы все стечения обстоятельства привели к спасению души. Ведь единственная цель земной жизни – спастись, обрести Царствие Небесное. Поэтому нужно понимать, что если Господь не дает просимого, это для человека не полезно.В конце каждой молитвы стоит добавлять «Но не как я хочу, а как Тебе будет угодно», «Да будет воля Твоя». Нельзя воспринимать икону в качестве оберега и способа избавиться от финансовых нужд или других забот.Совет автора
Праздник Рождества Христова отмечают 7 января

Иконография события

Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Однако православные мастера, соблюдая традиции, добавляли в свои работы определенные подробности, придающие им больше живости и теплоты. Поклонение волхвов, омовение младенца, славословящие ангелы дополняют запечатленное событие. Работа Андрея Рублева является неповторимым образцом православной иконографии рождения Христа. Ликованием и радостью наполнены не только религиозные ритуалы, посвященные этому дню, но и иконы Рождества Христова. Православные образы этого праздника основаны на правилах византийского письма, для которого характерны строгое следование канонам и точная догматичность.

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос – спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии. Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово». Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, – Андрей Рублев.

Значение в православии

Икона «Рождество Христово» приурочена к одному из главных православных праздников и прославляет торжество жизни над смертью, света над тьмой и истины над суеверием. В светлый праздник Рождества образ вдохновляет верующих и направляет помыслы к началу — приходу Сына Божьего на землю и духовному очищению.

Читайте также:  В каких случаях молятся чудотворной иконе Божией Матери «Волоколамской»?

Икона не только иллюстрирует библейское событие, но и обладает значением, схожим с таинством Евхаристии. Образ дает чувство сопричастности к свершению чуда, особенно при созерцании его в храме. И это чудо касается каждого верующего и всего христианского мира в целом.

Рождество Христово — это начало новой эры, в которой изменилось отношение к Божественной и человеческой природе, духовные ценности стали преобладать над материальными. Воплощенный Бог придал человеческому бытию новый смысл:

  • стремиться к единению с природой (Царь родился не во дворце, а в пещере);
  • стремиться к простоте в общении и быту (ходил по земле, не имел иного богатства, кроме общения с учениками);
  • искоренять в себе пороки (встретился с падшей человеческой природой и снизошел в Ад, чтобы даровать душам свободу).

Как писал святой Григорий Неокесарийский, Бог сошел в мир людей в облике младенца, и стали они Его чадами.

История создания

Наиболее известный русский образ — «Рождество Христово» Андрея Рублева, который находится в Благовещенском храме Кремля в Москве. Икона написана в 1405-м году, выполнена на липовой доске в византийском стиле и в технике темпера. Краска частично повреждена, древесина потрескалась, но икона по-прежнему передает замысел автора и относится к мировым шедеврам.

В работе Андрей Рублев следовал канонической византийской традиции. Поэтому на иконе присутствуют пещера, ясли с Младенцем Иисусом, Богородица, волхвы, пастухи и ангелы. Автор изобразил небесных посланников дважды — в верхнем правом углу и рядом с Младенцем.

Художник раскрывает идею того, что Бог воплотился на земле ради спасения людей. На примере устройства общества Римской империи видно, что Его творения погрязли в пороках, и назревал новый Содом.

Человечество переживало кризис морали. Разобщенность социальных классов автор выразил с помощью разделения иконы на отдельные сюжеты. С приходом Иисуса в жизни людей появилась вера. Мессия объединил людей из разных слоев общества, достатка и образования.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу. Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде. На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

В древности еврейские пастухи днем и ночью должны были пасти жертвенных животных для принесения в храм. Это были простые и добрые люди, которые больше остальных евреев ждали прихода Мессии, вот они узнают про рождение Младенца и слышат ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой.

Почитание и празднование

День памяти иконы отмечают, как и Рождество, 7 января. Это второй по важности православный праздник после Пасхи. Ему предшествует сорокадневный пост. Накануне в церквях проходит Всенощное бдение, а в день Рождества — праздничная служба. Затем наступает святочная неделя.

Андрей Рублёв.

Потом Андреем будет написано и помещено рядом «Рождество Христово» — икона праздника, в котором вспоминалось о рождении младенца Иисуса в пещере на склоне холма, ночью, в пути…

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной — распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества — Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси — всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни — колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие — свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты — все это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока — волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы).

Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту часть пути по земле, который проделали извещенные чудным ангельским пением пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.

Вот в правом верхнем углу из поющего ангельского сонма выделены три ангела в сияющих одеждах алого, звучно-зеленого и багряного цветов. Первый из них — он стоит ближе всех к источнику ниспадающего на пещеры света — держит руки в складках одежд. Покровенные руки — древний символ благоговения, уважения. На иконе «Рождества» — это знак преклонения перед совершающимся. Средний ангел, беседуя с первым, как бы узнает о событии… Третий из них, преклонившись долу, обращается к двум пастухам, сообщая им радостную весть.

Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.

Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования — эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною».

Вот один из них — старец в сшитой из шкур мехом наружу одежде, которая называлась у греков и славян милотью и была одеждою самых нищих, бедных людей, стоит, с доброжелательным вниманием склонившись перед Иосифом — обручником Марии. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.Читайте также:  «Женский портрет» (Джеймс): описание и анализ романа из энциклопедии

Читайте также:  Как помогают молитвы? Молитва Спиридону Тримифунтскому о помощи в торговле читать. Сильная молитва на торговлю и продажу товаров. Молитвы Святым на удачную торговлю, бизнес: Матроне Московской, Архангелу Михаилу, Николаю Чудотворцу, Спиридону Тримифунтскому, Иоанну Новому Сочавскому, Серафиму Саровскому

За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных — овцы, козы. Они, как и люди, растения, сама земля, — участники события, которое столь значительно, что касается всего творения, всякой отдельной твари.

А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опершись на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Поэтому Мария осознает его в глубокой задумчивости. Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Зритель видит извне все сразу: и гору, и вход в пещеру, и то, что происходит внутри ее.

За ложем Марии в яслях-кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные — вол и похожий на лошадь осел. Рядом — еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками.

Внизу, как бы продолжая длящееся действие, утверждая мысль, что на иконе представлен мир разновременных, развивающихся событий, а не единое только, остановленное мгновение, дана сцена со служанками, купающими новорожденного «отроча младо».

Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой… Личное, живое и трогательное переживание события, глубокая поэзия свойственны этому рублевскому творению.

О чем просят перед иконой

В образе «Рождество Христово» больше символизма, чем чудотворного значения. Он предназначен для восхваления и благодарения Господа за искупление человеческих грехов, за возможность обрести вечную жизнь.

К праздничной иконе обращаются для укрепления духа и пробуждения радости. Образ возвращает к истокам духовной чистоты, напоминает о семейных ценностях, дарит ощущение сердечной теплоты и света. Поэтому перед иконой могут молиться те, кто в светлый праздник испытывает жизненные затруднения, пребывает в угнетении или вдали от дома и церкви.

Икона «Рождество Христово» наполняет души верующих особой надеждой и радостью, которые они посылают Господу в молитвах. И чудо свершается по любым потребам:

  • обретение семейного счастья;
  • примирение супругов, родственников;
  • исцеление от болезней;
  • получение финансовой поддержки.

Праздник Рождества приходится на начало года, поэтому к иконе могут обратиться те, кто ищет новый путь в жизни, стремится к духовному обновлению, искуплению и возрождению.

Как расположить образ в доме

По православной традиции, для икон обустраивают специальное место — Красный угол. В старину при строительстве дома, в первую очередь, намечали его расположение — хозяин должен стоять лицом на Восток. В стенах, образующих Красный угол, проделывали окна, чтобы святые образа стояли в самом освещенном месте дома.

В современных домах и квартирах для икон отводят место в восточной части комнаты. Их располагают в гостиной, спальне, кухне. Образа ставят на специальной многоярусной полке – киоте. Большой иконостас обычно размещают в гостиной, а в остальных комнатах ставят отдельные иконы.

Для одиночного образа вешают маленькую полочку или ставят его на комод, столик. Иконы можно вешать на стену, но тогда неудобно зажигать перед ними свечи, и атрибутику придется хранить отдельно. В киоте иконы, лампады, спички и ароматические масла будут собраны вместе.

Как располагать иконостас и одиночные иконы:

  • отдельно от предметов декора, семейных фотографий;
  • не ставить рядом телевизор, компьютер;
  • не вешать на стену среди живописи;
  • можно расположить в нише, алькове с занавеской.

Соседство икон с книгами не желательно. На столик рядом с иконой можно положить Библию, жития святых, молитвенник. Но не следует превращать в иконостас полки с художественной и специальной литературой.

Неподходящее место для святых изображений — стена в коридоре. Расположенные в ряд иконы напоминают картинную галерею, а не домашний храм. Им нужен тихий уголок, а не суетный проход.

Иконы на киоте расставляют по старшинству сверху вниз:

  • на самой верхней полке — Святая Троица;
  • ниже – иконы Богородицы и Спасителя, по бокам — изображения архангелов;
  • на следующих полках ставят образы тезоименных покровителей, святых угодников, мучеников и преподобных.

Икону «Рождество Христово» можно поставить ниже икон Богородицы и Иисуса Христа. Для украшения кладут расшитые белые полотенца и ставят живые цветы. Роза — символ Девы Марии.

Андрей Рублев стал «законодателем» иконописной «моды» в России

В иконописной традиции Русской православной церкви эталоном признана иконы, которые писал Андрей Рублев.

По решению Стоглавого собора, который созвал Иван IV для решения церковных вопросов 1551 г.:

«писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».

Подавляющее большинство последующих иконописцев ориентировались на его композиции.
Андрей Рублев на иконах изображается по придуманным им канонам

Икона «Рождество Христово», значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово «Вифлеем» в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Сюжет Боговоплощения в искусстве

Фреска Андрея Рублёва

«Рождество Христово» школы Андрея Рублева – икона, датированная 1405 годом, написана на липовой доске.

Ее композиционное построение представляет собой круг, средоточием которого являются Богородица с Младенцем.

В верхней части иконы изображены волхвы, что движутся навстречу звезде, пастухи, что первыми слышат славословие ангелов в честь рождения Богомладенца. Это символ неба, что радуется воплощению Бога.


Вид искусства: Иконопись Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет, Религиозная сцена Стиль: Византийский стиль Техника: Темпера Материалы: Дерево Дата создания: 1410-е Размер: 81×62 см Местонахождение: Благовещенский собор, Москва

В нижней части – заботы земного мира: омовение Младенца, сомнения Иосифа, его разговор с пастухом. Земное и небесное начала, разграниченные композиционно, тем не менее, представляют собой единое повествование.

Вифлеемская звезда, что указывает путь к Богомладенцу – ось изображения. Три ее луча – образ триединства мироздания.

Мастер не отступил от принятых иконографических формул, но вдохнул в изображение жизнь, усилив цветовой контраст. Работа Рублева входит в число мировых шедевров русского иконописного творчества.

Описание картины Караваджо

В отличие от русской православной иконы, пространство которой вмещает несколько разновременных событий, в западноевропейской живописи каждое событие Рождественского цикла самодостаточно.

Читайте также:  Какие молитвы точно помогают? Молитва Спиридону Тримифунтскому о деньгах и долгах. Молитвы Спиридону Тримифунтскому о финансовом благополучии и исполнении желания. Молитва Спиридону Тримифунтскому на деньги

Один из тех, кому удалось достичь вершины изобразительного мастерства в изображении Рождества – итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Его полотно «Рождество со Святым Франциском и Святым Лаврентием» датировано 1609 годом.


Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием Микеланджело Меризи де Караваджо 1609, 268×197 см

Изображение на его картине очень реалистично.

И Деву Марию, и Иосифа художник вписывает в контекст повседневной жизни, делая акцент на деталях, допустимых скорее для обычных людей. Таких, например, как обнаженное плечо Богоматери.

Кроме того, он привносит в известный библейский сюжет неожиданные дополнения, казалось бы, разрушая утвердившиеся каноны.

Иосиф в его трактовке значительно помолодел. Это уже не тот седовласый старец, что мучительно рассуждает о судьбе нареченной супруги, а практически Её ровесник, живо беседующий со святыми. Эти два персонажа тоже возникли в обход библейского сюжета.

Между тем, столь вольная трактовка образов и вторжение в семантику евангельского повествования смотрится довольно органично.Читайте также:  Как правильно носить крестик на шее? Когда его разрешается снимать?

Особенностью изображения Караваджо является также игра света и тени. Он словно выхватывает из тьмы мгновения, имеющие ключевое значение и озаряет их божественным светом:

  • лик Марии, печально взирающей на Сына,
  • лежащий на соломе Младенец,
  • перст ангела, спустившегося поклониться Божеству во плоти,
  • молитвенно сложенные перста святого,
  • благоговейные взоры.

Оставшиеся участники лишь угадываются в полумраке, словно прикрыты завесой до той поры, пока не возникнут как полноправные персонажи евангельского сюжета.

Картина написана в теплых тонах, ее цветовая палитра как будто согревает героев, вынужденных остановиться в заброшенном хлеву.

Рождество Христово – главное событие и Священной истории, и истории человечества. Событие, вернувшее мир на путь праведности и подарившее ощущение, что Бог, воплотившись однажды в человеке, живет теперь в каждом из нас – в наших мыслях, словах и поступках.

Православные тексты

Перед образом Рождества Христова в церкви и келейно читают традиционные праздничные гимны.

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Значение святого образа

Рождение Иисуса Христа – важное событие в жизни всего человечества от сотворения мира и до наступления Страшного Суда. После прихода в мир Спасителя изменилась жизнь каждого отдельного человека. Господь принял плоть, а люди стали детьми Божьими. Это ярко изображено на иконе «Рождество Христово».

Но Иисус пришел в мир, чтобы добровольно принять страшные муки ради каждого человека и тем самым спасти человечество. Уже от вифлеемской пещеры прослеживается Его путь к Голгофе и пещере, в которой Он был погребен. Своим приходом в мир и Христос открыл людям спасение, дверь в Царствие Небесное.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая  контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

Задумка автора сразу дает понять, что Пресвятая Богородица является ключевой фигурой в рождении Христа

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.

Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

Молитва иконе Рождество Христово

Известно, что мощной силой и особым защитным оберегом молитва Рождество Христово обращенная к одноименной иконе, обладает в ночь на 7 января, то есть когда празднуется само Рождество. Читать ее лучше в храме, но разрешается и в домашних условиях.

Текст молитвы следующий: «Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь»

Опытные прихожане все знают эти слова наизусть, но для начинающих разрешается пользоваться написанными текстами. Единственное условие переписать все святые слова нужно именно своей рукой. Такой листок многие носят при себе на специально сшитом поясе постоянно, как дополнительную защиту от зла и негатива. Некоторые приобретают миниатюрные копии изображения сюжета Рождества и хранят на своем рабочем столе или носят в кармане рубашки.

Зачитывать святой текст нужно непосредственно перед самой иконой. Женщины всегда должны покрывать голову платком, на мужчин и детей это условие не распространяется. Перед началом вознесения и в конце, необходимо осенить себя крестным знамением. При этом совершаются земные поклоны, если молитва читается не в само Рождество, то поклоны должны быть поясными (до пояса).Читайте также:  Молитвы на благополучие перед Казанской иконой Божьей Матери

ris-5-8-4162560


Если молитва читается в день самого Рождества, то поклоны должны быть земные (до пола). Обращение к Иисусу Христу произносится вполголоса, слегка распевным тоном, в полном уединении.

Для вознесения молитвы Рождество Христово рекомендуется присутствовать на утренних службах каждое воскресенье. Еще некоторые священники советуют посещать вечерние субботние службы, особенно если на воскресные проповеди ходить нет возможности. Это помогает не только приобщиться к духовной жизни православных прихожан, но и быстрее заручится поддержкой Великого Небесного покровителя и избавиться от семейных проблем и неурядиц.

Источники: