ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, В ПРАВОМ НИЖНЕМ УГЛУ САЙТА МОЖНО ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС И ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

В чем состоит пессимизм философии буддизма? Буддизм: кратко и понятно. Буддизм: основные идеи и принципы

В чем состоит пессимизм философии буддизма? Буддизм: кратко и понятно. Буддизм: основные идеи и принципы

Буддизм: кратко о религии. Доступно и понятно
Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Содержание
  1. Буддизм: кратко о религии
  2. Коротко о буддизме
  3. Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты
  4. Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»
  5. Уникальность дхармы
  6. Основные идеи и философия буддизма
  7. Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
  8. Ум и мозг не есть Я?
  9. Срединность — первая аксиома Буддийской философии
  10. Буддизм — философия страдания и избавления от страдания
  11. В буддизме выделяют три драгоценности
  12. Буддизм — религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты
  13. Буддийское мировоззрение
  14. Письменные источники философии буддизма
  15. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  16. Основные принципы и уроки буддизма
  17. Правила буддизма
  18. Главные постулаты
  19. Будда и его учение
  20. Восьмеричный путь в буддизме и его смысл
  21. Что такое правильный взгляд?
  22. Что такое правильное мышление?
  23. Что такое правильная жизнь по Буддизму?
  24. Правильные усилия в Буддизме
  25. Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, так же, как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина»,  потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной, опять же, понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Читайте также:  Как правильно заказать молебен в церкви и каких Святых о чем принято просить? Как правильно заказать благодарственный молебен: советы, рекомендации?

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.


Теги буддизм Оцените статьюПохожие статьи Буддийские сутры Космология в буддизме Четыре Благородные Истины Буддизма и восьмеричный Путь Будды ПредыдущаяПеревод лекции Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче «О сострадании»СледующаяО сериале «Будда». Почему его стоит посмотретьВернуться к разделу «Буддизм»ПредыдущаяПредыдущаяПеревод лекции Дзонгсара Джамьянга Кхьенце Ринпоче «О сострадании»БуддизмСледующаяСледующаяО сериале «Будда». Почему его стоит посмотретьБуддизмПоделиться с друзьямиВаша помощьПринять участиеЕсли вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите +EnterCtrl смахните вправоБлагодарности и пожелания

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение. 

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Основные идеи и философия буддизма

В отличие от остальных религиозных учений, философия буддизма крайне толерантна (что это значит?), спокойна и миролюбива.

Буддистам не воспрещается веровать, например, в аллаха, и придерживаться догматов какой-нибудь другой религии.

И хотя буддизм характеризуется довольно приличным количеством ответвлений, основные идеи вероучения сохраняются везде и базируются на «четырех благородных истинах»:

  1. Жизнь каждого из нас – страдание.

    Нужно признать, что все в мире непостоянно и все вещи преходящи. Мы страдаем, потому что испытываем страх, злость, ненависть, гнев. Рождение, взросление, болезни, смерть – все это тоже страдание и наказание за потворствование желаниям.

  2. Причина страданий человека – его желания.

    Мы страдаем потому, что слишком привязаны и к жизни, и к тому, что она дает. И пока мы будем жаждать всего этого, мы будем испытывать зависть, алчность, похоть. А значит, будем страдать.

  3. Освобождение от страданий – это освобождение от желаний (нирвана).

    Под нирваной подразумевают главную цель буддизма. Человеческая душа должна достичь этого особого состояния, чтобы перестать страдать. Достичь нирваны путем самосовершенствования и прекращения жажды, то есть подавляя желания и гася страсти.

  4. Избавление от желаний – это процесс обретения свободы и одухотворения.

    По сути, это и есть просветление – состояние духа, когда человек свободен от желаний, потребностей, привязанностей, тревог, иллюзий, болезненных мыслей и негативных эмоций.

    Но чтобы избавиться от всего этого, нужно пройти особым путем спасения – «восьмеричным путем» (подробнее об этом будем сказано ниже).

Помимо этих истин, в основу буддийской философии входят ключевые термины, которые не просто описывают весь жизненный путь любого человека, но и помогают осознать смысл его бытия и облегчают процесс самого существования.

Так, например, определение кармы дает нам понять, что все поступки человека имеют свои последствия. Если творишь добро, то будешь вознагражден, а если зло – наказан.

 

Есть и такое понятие, как дхармачакра (или Колесо закона, чаще называемое сансарой ) – это самый узнаваемый символ буддизма, наряду с лотосом и зонтом.

 

Изображается дхармачакра действительно в виде колеса со светящейся ступицей в центре, которая символизирует сознание, источающее душевный свет. Восемь спиц, исходящие от ступицы, – это восемь «благородных принципов», олицетворяющих собой своеобразную квинтэссенцию (что это?), самую суть буддийской философии.

Для самих буддистов сансара символизирует бесконечность рождений и смертей, круговорот перевоплощений, через которые проходит каждая живая душа тысячи раз, пока не разорвет его и не достигнет нирваны.

 

Понимание смысла этих понятий и символов дает нам ответ на вопрос, как достичь просветления и прийти к состоянию нирваны. Впрочем, ответ этот дал сам Будда, который еще два с половиной тысячелетия назад стал первым, кому это удалось.

Что включает в себя знаменитый Восьмеричный путь, изображенный в Колесе сансары в виде восьми спиц:

  1. правильное понимание – осознание и осмысление того, что жизнь полна страданий, скорби, боли и негативных чувств;
  2. правильные намерения – нацеленность на избавление от желаний, стремление к самоограничению и подавлению страстей;
  3. правильная речь – все, что говорит человек, не должно приводить ко злу. Каждое слово должно быть правдивым, доброжелательным и созидающим;
  4. правильные деяния – сдерживаться, избегать плохих поступков, творить добро;
  5. правильный жизненный уклад – достойная жизнь, праведность, непричинение ущерба и вреда другим живым существам;
  6. правильные усилия – контролировать направленность своих мыслей, избегать всего злого и негативного, настраивать себя только на добро;
  7. правильные помыслы – освобождение от желаний тела, не забывать, что все злое – только от плоти;
  8. правильная концентрация – созерцание, сосредоточение на поисках истины, терпеливость в тренировках, чтобы быть готовым к трудностям восьмеричного пути.
Читайте также:  Какую молитву читает священник при крещении ребенка?

Как говорил Будда, следование этим правилам приведет к освобождению от бренных чувств и духовному просветлению. Он же уверял, что всю жизнь человеку нужно бороться с тремя ядами – неведением, телесными желаниями, гневом.

О том, как это делать и как воспитать в себе решимость стать свободным, подробно описано в «Трипитаке» – это основная священная книга буддизма, представляющая собой «три корзины» текстов-предписаний и проповедей Будды.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.

Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.

Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.

Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.

В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.

То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.

Срединность — первая аксиома Буддийской философии

В чём заключается буддийская аксиома срединности? Почему крайний аскетизм так же вульгарен, как и полное потакание чувственным удовольствиям? К какому новому взгляду на человека ведет позиция срединности? Кто такой благородный человек (арья, ариец) в философии буддизма? Как понимать идею Будды о том, что человек — это состояние сознания? Что общего у буддизма и философии Ницше? Чего не понимал о человеке «типичный эволюционный маньяк» Зигмунд Фрейд? Что общего у буддизма и математической концепции нуля? Что стоит за буддийской категорией Пути? Обо всём этом Пятигорский рассказывает во второй своей лекции, посвященной первой беседе Будды со своими учениками, так называемому «Первому повороту колеса Дхармы».

«Человек на пути — не человек, а путник, а это совершенно иное дело».

Буддизм — философия страдания и избавления от страдания

Здесь Пятигорский разбирает страдание как философскую категорию и рассматривает 4 благородные истины о страдании, которые содержала первая проповедь Будды. В частности, он останавливается подробнее на причинах страдания, которые кроются в стремлении и жажде  — счастья, жизни, удовольствий, страдания, смерти  — и рассказывает, что такое благородный восьмеричный путь и как он может привести к завершению страдания (впрочем, Пятигорский отмечает, что путь — это не гарантия, а всего лишь возможность). Кроме того, в этой лекции идет речь о том, как бороться с зависимостью от объектов, как анализировать и объективировать мешанину сансары, что такое категория «НЕ-Я» в буддизме, чем йогически тренированный ум отличается от нашего, «ерундовского», и по каким фазам созерцания продвигались йоги в своём развитии (например, созерцание разлагающейся плоти, комка земли, серого цвета и т.д.). В общем, жутко интересно.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Буддизм — религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты

Первая лекция посвящена формированию буддийской философии и ее специфике. В самом начале лекции А.М. Пятигорский подчеркивает, что в разговоре о буддизме необходимо избавиться от традиционных штампов, вроде придуманного противоречия между Востоком и Западом, потому что любая великая философия — чужда нации, этносу, родной религии, всему родному. На примере буддизма это явственно видно, так как он вырос не только на основе, но и вопреки древней индийской культуре. О том, как это произошло, и идёт речь в лекции. В частности, востоковед рассказывает от ритуалах и традициях Древней Индии, о том, что отличительной чертой древнеиндийской культуры была её незафиксированность, но при этом отсутствие письменности не тормозило развитие культуры, а подстёгивало его, так как традиция запоминания стала для индусов мощным ментальным тренингом.

«Мы еще посмотрим, чего лишит вас Интернет, но письменность лишила людей очень многого. И прежде всего необходимости непрерывного ментального тренинга. Пойдите запомните 14 000 страниц да объясните ученику это все по памяти. То есть тут  нарастали какие-то латентные интеллектуальные ресурсы».

Итак, смотрим лекцию и узнаем о том, почему индусам, жившим в благополучии, вдруг «стало неинтересно», как возникла мания отшельничества, по какой причине именно «Я» стало главным объектом критики интеллектуальных микроэлит и как образовался новый тип индивидуальной рефлексии.

Буддийское мировоззрение

«Важной особенностью буддийского мировоззрения является неразрывное слияние черт реального, то есть созданного непосредственным наблюдением и правильно усвоенного человеческим творением, с идеями, установками, существами и процессами, порожденными религиозным воображением. Это слияние настолько полно, что здесь можно было бы говорить об идентичности естественного и сверхъестественного, если бы последние не всегда были направляющими и определяющими для буддистов». 

Мир самсары в буддизме — это постоянный поток рождений, смертей и новорожденных, возникающих, разрушающихся и вновь возникающих. Она затрагивает все живые и неживые существа на всех плоскостях существования.

В отличие от других мировых религий, количество миров в буддизме практически бесконечно. В буддийских текстах говорится, что в океане есть нечто большее, чем капли и зерна песка в Ганге. Каждый из миров имеет свою собственную землю, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и уровни ада, населенные демонами, злыми духами и другими существами. В центре мира находится огромная гора Меру, окруженная семью горными хребтами. Над ним находятся небеса трех сфер, боги, люди и другие существа, которые действуют только для того, чтобы удовлетворить свои собственные желания, живут в Камадхату — «сфере желаний», разделенной на 11 уровней. Все существа, населяющие эту сферу, подчиняются закону кармы и поэтому, когда их заслуги исчерпаны, могут утратить свою природу в последующих воплощениях. Жилье в виде бога или человека так же временно, как и любое другое. В сфере рупадхату, «мире формы», есть те, кто практикует медитацию на 16 уровнях. Над этим — арупа, дхату, «мир без формы», царство чистого сознания, которое не поддаётся описанию. Однако, согласно древнейшей космологической схеме, существуют три основные плоскости — мир Брахмы, мир богов и полубогов, подчиняющихся закону кармы, и мир бога Мары, воплощающий в себе смерть и различные искушения, которым подчиняется человек. Влияние Мары распространяется на землю и многие подземные миры, адское царство.

Марас не вечен. Каждый из них возникает, развивается и распадается во время Махакальпы: его продолжительность составляет миллиарды земных лет. Он, в свою очередь, разделен на 4 периода (кальпы). Не каждая кальпа счастлива, только та, в которой появляется Будда. Согласно буддийской традиции, в нынешней Кальпе появится тысяча Будд. В буддийских текстах также называются шесть Будд, которые жили в мире человека до Шаньямуни. Однако самым популярным среди буддистов является Майтрейя, Будда, пришествие которого ожидается в будущем.

Очень важно также отметить, что с буддийской точки зрения (особенно выраженной в сочинениях йогаров) «весь чувственно воспринимаемый мир, мир постоянных изменений, страданий придумывается больным сознанием каждого человека, сознанием, обременённым грехами прежних бытий». То есть сумма всех страданий, переживаемых человеком, является лишь продуктом его собственных поступков, совершенных в предыдущих реинкарнациях, то есть иллюзией. Но само переживание страдания настолько остро ощущается, что заставляет буддистов исследовать эту «иллюзию» со всем вниманием и заботой, ибо без этого невозможно обнаружить причины страдания, найти способы их устранения и тем самым избавиться от страданий и от всех способов бытия». 

Читайте также:  Какие читать сильнейшие молитвы против белых и чёрных приворотов мужа любовницей? Как снять с мужа приворот любовницы самостоятельно?

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

  1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.
  2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.
  3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • Сансара – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • Нирвана – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Будда и его учение

Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Восьмеричный путь в буддизме и его смысл

И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.

Что такое правильный взгляд?

Правильный взгляд — это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.

Что такое правильное мышление?

Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.

Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.

Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.

Что такое правильная жизнь по Буддизму?

Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.

Правильные усилия в Буддизме

Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.

На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.

Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?

Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания — это иллюзия и что страдать на самом деле некому.

 

Лучшие материалы по теме: