Цель инвентаризации
Инвентаризация недостач и потерь от порчи проводится для определения фактического наличия имущества и выявления отклонений от учетных данных.
Общие принципы
Инвентаризация проводится регулярно, в соответствии с установленным графиком или при наличии подозрений на недостачу или порчу. В процессе инвентаризации участвует инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя организации.
Порядок проведения инвентаризации
1. Создание инвентаризационной комиссии. Комиссия назначается приказом руководителя и состоит из представителей различных подразделений организации.
2. Ознакомление с приказом об инвентаризации. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с приказом об инвентаризации и ответственностью за ее проведение.
3. Опись имущества. Инвентаризационная комиссия проводит опись имущества, сверяя фактическое наличие с учетными данными.
4. Оформление результатов инвентаризации. Результаты инвентаризации оформляются в инвентаризационных описях, которые подписываются членами комиссии.
5. Подтверждение достоверности результатов инвентаризации. Руководитель организации утверждает результаты инвентаризации и принимает решение о дальнейших действиях.
Выявление недостач и потерь
При выявлении недостач и потерь определяется их размер и причины. Недостачи и потери классифицируются на⁚
- Недостачи в пределах норм естественной убыли
- Недостачи сверх норм естественной убыли
- Потери от порчи
Отражение недостач и потерь в учете
Недостачи в пределах норм естественной убыли
- Отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачи сверх норм естественной убыли
- Отражаются по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 94.
Потери от порчи
- Отражаются по дебету счетов учета потерь (например, счет 28 «Брак в производстве») и кредиту счета 94.
Ответственность за недостачи и потери
Лица, виновные в возникновении недостач и потерь, несут материальную ответственность в установленном законодательством порядке.